ПитерСелдон.ру

Хроника очередного путешествия по речке Воньга летом 2005 года
Часть I

Часть II. Продолжение

Состав группы немногочисленный – всего две байдарки:

Gr1
Аня и Олег Кокаревы - Свирь-2
Gr2
Рита (автор текста) и Макс Бусловские – Таймень-2

Из города уезжали 09.07.05 поездом №22 Санкт-Петербург – Мурманск.

10.07.05 День 1. Начало пути.

В 12.40 вывалились из поезда на станции Энгозеро. Как только нашли место для сбора байдарок, к нам нагло подошли два местных мужика, которые начали нас пугать штрафами, поскольку в лесу де сейчас сухо и много пожаров. Мужикам пришлось налить водки из наших медицинских запасов, после чего мужики удалились в благодушном настроении. 1Мы с Аней с горя пошли в местный магазин, купили литр водки "Эпос" Карельского разлива, апельсинового сока (для употребления long drink) и ряженки (на завтрак). 2К 16 часам мы все-таки собрали байдарки, и пошли к озеру по мелководному ручью. Пересекли первый плес в течение получаса и встали на пляже. Там покупались и перекусили, поскольку погода классная, солнышко, дует легкий ветерок, только местных слепней до дури (их ветер не сдувает :( ).

В 17.30 отплыли и пошли дальше по озеру. С нами из поезда выгрузилась еще одна группа (на двух Салютах). Когда мы выходили в озеро, они 3уже почти собрались, но, нежась на пляже, мы их не увидели. 4Около 18 часов, проплывая нашу любимую мель между островами, увидели наших оппонентов и тут же окрестили их "фантомами"! Скоро и мы встали на стоянку. Стоянка клевая – пляж, каменный лоб, банька, коптильня, костровище офигенных размеров, опять же остров с видом на плес. Накупавшись, намывшись, наевшись, улеглись спать в 22 часа. Настроение отличное, несмотря на разные разности…

11.07.05 День 2. Погода бывает разная! Но это не станет помехой прогулке романтиков!

5Проснулись, не торопясь, позавтракали к 12 часам. По достоинству оценили мюсли с ряженкой. Покупались в бодрящей водичке. Вылезло солнышко из-за тучек, вслед за ним нас атаковали слепни. Где-то в 13 часов наблюдали проплывавших мимо "фантомов".
Собрались и вышли в 14 часов. Плыли, отбиваясь от летучих гадов :(.

К 15 часам подошли к пляжу перед большим плесом. Оттуда как раз сваливали "фантомы". 6Откуда ни возьмись, набежали тучи. Стала собираться гроза. Приняли решение все-таки идти через плес к небольшому островку. Только мы выплыли из залива, как налетел ветер и нагнал такую волну, что пришлось быстро улепетывать к берегу. Мы в купальниках клоунировали по большим волнам с полчаса. К 16 часам оба экипажа пристали таки к берегу, по пути матросы с капитанами мерно переругивались. В ожидании дождя и грозы повесили тент и забубенили перекус с супом. 7Но наши ожидания не оправдались – дождь с грозой обошел нас стороной. Посему в 17.30 вышли таки и пошли через плес зигзагами.

Шли-шли и набрели на очередную тучу. Пришлось срочно искать стоянку. Где-то в 19 часов мы ее нашли. Стояночка фиговенькая, правда есть пляж. Начался дождь. Пока мы поужинали и попели, дождик закончился. На нас шел просвет! На радостях мы с Максом устроили купание в бодрящей воде на ветру! Отбились в 23 часа. Далее оказалось, что мы остановились, немного не доходя до острова Лопарский.

12.07.05 День 3. Даешь Энгозеро за 2 дня!!!

Проснулись в 9 часов, вообще не поздно. Все небо в облаках. Это хорошая ходовая погода, только мошек до фига. Позавтракали пшенной кашкой с мясом, очень понравилось. Собрались в дальнейший путь около 12 часов, вышли, отбиваясь от мошек :(. Облачно, дует легкий ветерок, волн нет, поэтому спокойно плыли и сделали крюк :) (ведь, как известно для бешеной собаки 7 верст не крюк). Так неспешно чапая, перешли к левому берегу озера Энгозеро, вылезло солнце! Зашли за очень изрезанный остров и на одной из его оконечностей устроили в 15 часов перекус. Капитаны изнылись – хотим жрать! Типа завтрак был давно, пора бы пообедать! На обед сделали бульон. Где-то в 16.30 пошли дальше, уже искать стоянку. Искали долго, и нашли ее почти в конце озера.

Стоянка классная, как раз на две палатки, с пляжем (по левому берегу озера). Встали в 17 часов, поэтому сначала искупались, поставили палатки. В 19 часов поужинали, отбились в 21 час. Умудрились за послеобеденное время обгореть!!!

13.07.05 День 4. "Сэто будьба!"

11Встали в 9 часов. Позавтракали мюслями с "Активией" – получилось вкусно! Пока покупались, собрались, вышли в 12.30. Ветерок, волна небольшая, в 13 часов прошли разрушенную плотину в Пайозеро (т.е. вошли в речку). Вода даже есть! (идти нужно в левый слив) На Пайозере волна встречно-боковая, длинная. 12Пока прошли озеро, были мокрые как собаки. На Пайозере попадались неплохие стоянки. Остров обошли слева, хотя Макс очень хотел справа по волнам, ему-то хорошо – его практически не заливает! Сразу за островом на мысу стоянка (держаться левого берега озера), выход в левом углу озера. Дальше попали в протоку в Чогозеро. Где-то в 14 часов вышли в Чогозеро, там перекусили супчиком. Пока перекусывали, нас обогнали оппоненты (не знаем кто!), их мы еще на выходе из Энгозера заприметили. В 15.30 закончили перекусывать, и пошли вдоль левого берега к плотине. Перед плотиной на правом берегу есть стоянка с пляжем. 13Оппоненты там перекусили и ушли в плотину вперед нас. Плотина – гладкий слив в правый проход. Далее в русле протоки камни (в основном бульники). Протока оказалась достаточно многоводной (по сравнению с другими годами). Нигде в шивере не застряли. Дальше гладкая протока в Пильдозеро. Где-то горел лес, и пахло гарью. К 17 часам вышли в Пильдозеро, и решили идти через левый мост, чтоб не делать крюк. На озере боковая волна, поэтому шли зигзагом – сначала вдоль косы на правом берегу, потом пересекли плес и обошли остров слева. Прогнулись под низеньким мостиком, и попали в камышовые заросли, где оказалась туча слепней и всяких ползучих гадов, быстро работая веслами и визжа, мы проскреблись по протоке и вышли в другую половину Пильдозера. Наши оппоненты заняли единственную стоянку на высоком лбу – ГАДЫ! Нам пришлось идти дальше вдоль острова, держась правой стороны. Островок посередине озера нужно обходить справа, слив в протоку сразу за ним по 15правому берегу. Мы, конечно, пропахали озеро вдоль и поперек в поисках стоянки, но так ничего и не нашли, и решили идти дальше! Пока проходили шиверку, члены экипажей опять переругались между собой. Было уже 19 часов. А мы все плыли и плыли, прошли еще две шиверки, погоняли по речке выводок утят во главе с мамой-уткой.

Встали на стоянку, не доходя до Синдамозера метров 500, уже в 20 часов. Поставили лагерь, повесили тент, все были уставшие и двигались как во сне. Начал накрапывать дождик. Мужики решили поставить сетку. Поужинали, приняли водки для поддержания сил, сразу приятная гибкость в теле образовалась. И место показалось уже неплохим. Спать завалились в 23 часа. Дождь к тому времени уже кончился.

14.07.05. День 5. Спешим занять призовое место!

16Подъем как обычно в 9 часов. И кто нас так рано будит все время?! Солнышко, переменная облачность, легкий ветерок. Рыба не поймалась, одна "тина морская". Вышли как обычно в 12.30. 17

Сразу в озеро Синдамозеро, ветер встречный, пошли вдоль левого берега, считая мысы. Волна практически в бок, но не сильная. В результате сложных вычислений и ориентирования на местности, вырулили в нужный залив :). Пляж как обычно, снималась с якоря группа из Кирова в составе двух человек (да еще и на резиновой лодке под парусом). Сувенирное дерево кто-то спилил (видимо из-за аварийной ситуации), но рядом уже соорудили новое! Москвичи затащили на нее якорную цепь (не лень людям!), кто-то развесил женские стринги. Начали волочиться часов в 14. 19Минут через 30 увидели наших вчерашних 18оппонентов, и срочно ускорились. В 15 часов встали на стоянку в Мурамозере. Стоянку нашу изгадили какие-то ненормальные "турысты", поэтому пришлось ее капитально вычистить. Ходят же такие люди, просто диву даешься! Завтра у нас по плану дневка с баней, если нас не сдует ветер!
После ужина погода успокоилась, был тихий вечер, классный закат и мало-мало гитары…

15.07.05 День 6. Дневка! Баня! УРА!

20Рыба у нас как всегда завтра :). Встали не рано – в 10.30. Позавтракали.

Жуткий ветер, даже холодно местами, я влезла в пуховку (!), но Аня умудрилась пойти на пляж в купальнике загорать!!! Мужики как всегда по хозяйству – сбегали за дровами.
Перекусили, решили, что баня будет в 16 часов… вот как! Построили незамысловатое сооружение (поскольку старое было уж очень ветхое и полуразрушенное), накидали в костер камешков.

Аня выложила дорожку от бани к озеру :). В 16.30 начали баниться. Банька получилась на славу – часа на два с половиной – улетное состояние. Классно плюхнуться в озеро сразу после парилки!

После ужина решили сделать блины к вечернему чаю.

23 24 25

У компаньонов оказалось НЗ – банка красной икры, коею умяли за обе щеки с блинами. Жутко объелись.
На гитару сил не хватило, т.к. ветер стих и нас атаковала мошкара. Посему в 23 часа отбились!

16.07.05 День 7. Сегодня мы должны догнать всех и догнаться сами!

У нас постоянное ощущение, что мы отстали от основной части народа! Мало попадается попутчиков. Эта речка считается сильно посещаемой. Поэтому у нас на сегодня запланирована глобальная программа – мы должны хоть кого-нибудь догнать! :) Подъем как обычно – в 9 утра. Позавтракали (каша почему-то у всех куда-то уперлась), собрались и вышли тоже как обычно – в 12 часов. Перед выходом все искупались, водичка показалась бодрящей. Идем к первым порогам!
Сразу за поворотом из Мурамозера мелкая, вялотекущая шивера. Потом порожек. Вылезли, посмотрели, обсудили, решили, как будем его проходить. Мы с Максом пошли,… и началась клоунада!

Повернули влево чуть раньше, сели на камень в струе капитально… в результате пришлось выбираться обратно, я пробродила порог практически по самое некуда… благо водичка приятная. Фото получилось занятное – я по пояс 32в воде и рядом Макс выруливает сидя в байдарке! Потом вроде сели в байдарку, зашли правильно в порог и нормально сплавились, я сижу в луже :(.
33Дальше пара шивер, опять ругань:
- Куда гребешь? Влево надо, влево!
Потом после шиверы порог Кошка.
Пристали к левому берегу, не доходя до порога, и пошли поглядеть. Правую часть моста разобрали, решили, поэтому идти туда (чтобы не прогибаться под мостиком). Сели в байдарку, пошли, поперек всех струй, чтобы выйти в нужную, сели на камень (порог-то мелкий!), пихались-пихались – никак… Максу, видите ли, лень было ногу вынимать из лодки! Кое-как сошкрябались… пошли дальше, вроде нормально. Аня с Олегом тоже до моста и посидели, и по струе погуляли туда-сюда… мост тоже нормально прошли.

34Дальше без больших приключений двигались к Гагаринскому 35порогу. Остров после Кошки обходили слева – мелковато конечно… и бревна на дне навалены.
1-я ступень Гагаринского порога шли по обстановке вдоль правого берега по струе… чалились в последней суводи перед поворотом реки направо. Посмотрели 2-ю ступень и пошли. Заход по центру, потом слегка вправо, потом опять к центру… прошли все нормально.

36Идем дальше. Правда Макс орет – давай жрать – уже 16 часов! Встали на перекус на Гагаринском озере. Сварили супчик, хорошо поели и решили, что идем до 20 часов (фигли, нам кабанам!).

Прошли Гагаринские озера (еще два маленьких), и сразу за поворотом вдруг Прямой порог (карта в этом месте врет и показана еще протока). Здесь встретили группу из 2 байдарок (прошлых наших оппонентов). Мужики оказались из Питера, уже изрядно выпивши, типа, да что там смотреть – юбки надели и поехали! Мы с Аней все-таки пробежались вдоль порога – посмотрели. Сели в байдарки и пошли, все по струе, последний вал захлестнул несильно, Аня промокла гораздо больше меня. Тормознулись в суводи и решили пройти еще и Кривой порог.

37Прошли немножко посмотрели, увидели, что все идется по обстановке, сели в лодки и пошли (с разницей в 5 минут). Сплавились нормально – струя петляет сильно, но она какая-то вялотекущая, абсолютно не напрягающая. Сразу за порогом стояла сборная группа мальчиков и девочек (Москва-Архангельск-Космодемьянск), которая собирается ко вторнику выйти в Белое море! Вышли в озеро Столбовое и в 20 часов встали на стоянку на мысу, почти в конце озера. Теперь у нас впечатление, что мы идем быстро! :) Хотя мужика на резиновой лодке мы еще не догнали. Ну, есть к чему стремиться! Только бы неделю на Белом море не гаситься! :) Отбились в 1 час (заболтались в палатке). Сегодня мы прошли 22 км за 6 часов и 5 порогов! Мы непобедимы!!! И непокобелимы. :)

17.07.05 День 8. Еще один глобальный переход! А зачем?

Проснулись как обычно в 9 часов. Как раз перед завтраком часов в 10 наблюдали проходившую мимо сборную группу. Пока позавтракали, искупались, собрались, сняли сетку (рыбы – 0), вышли только в 13 часов.
38После протоки порог Горбатый, мы его честно просмотрели, но даже не сразу заметили плиту посередине русла. Идется весь по струе, струя само собой немного петляет, только плита обходится слева, выход из порога как всегда мелкий, но там даже не пришлось проводить байдарку. В общем оба экипажа сплавились успешно.
Дальше длинная протока, на озере Медвежьем на мысу встали на перекус в 16 часов. С перекуса снялись в 17.15, и пошли дальше. Через некоторое время порог Чистый. 39Мужики даже не пошли его смотреть. Мы с Аней быстренько сгоняли поглядеть. Прошли все гладко, не зацепив ни одного камня! Идется порог по струе, вдоль правого берега, держась ближе к большим выступающим камням, потом уход в центр и налево. В конце порога мель – Аня с Олегом там соорудили статую "Медный всадник".

Дальше протока, чапали и чапали. Вышли в Собачье озеро, пометались в поисках стоянки, встали в 20.30 на ближайшем к входу в озеро мысу на левом берегу. Все остальное как-то не понравилось.
Сегодня получилось 20 км за 6 часов + 2 порога (всего :)).
Сборную группу мы так и не догнали (видимо они ушли в Собачий порог), а мужиков из Питера даже не видели (то ли они отстали, то ли прошли мимо нас очень рано!).
Короче сегодня воскресенье, а к среде мы должны выйти в Белое море.

18.07.05 День 9. Да и пес с ним!

Сегодняшний день был пущен псу под хвост экипажем Свири. Они, видите ли, поругались! Видимо сказалось озеро, на котором стоим – Собачье! Мы сходили, посмотрели на порог Собачий – красив…. Собака!

Часть II. Продолжение

< путешествия < главная * гостевая

2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)