ПитерСелдон.ру

 
Селдон :)

 < путешествия < главная * гостевая

 Автопутешествие по Архангельской и Вологодской областям (июль-август 2007-го года)

Часть 4. Сольвычегодск.

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Далее

 

День девятый.

Pano_DSC_4911_2693x600.jpg

Итак, Сольвычегодск. Самый дальний от Санкт-Петербурга город, который мы посетили в этом путешествии и также город, произведший на нас наибольшее впечатление. Поэтому, считаю нужным достаточно подробно рассказать об истории Сольвычегодска, так как именно знакомство с богатым историческим прошлым помогает понять и прочувствовать красоту этого тихого провинциального городка. Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды, правого притока Северной Двины, в 830 км к юго-востоку от Архангельска. Население его составляет по разным данным от 2,5 до 3,9 тыс. человек. Для сравнения, в соседних Котласе и Коряжме около 70 и 50 тыс. чел., соответственно. Даже пригородный котласский поселок Вычегодский гораздо больше походит на город (20 тыс. чел.). Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия. По иронии судьбы в городе долгое время не было ни одного промышленного предприятия, что во многом и способствовало сохранению его особого шарма – лишь недавно здесь появился торфобрикетный завод. Ну а современную жизнь города во многом поддерживает образованный здесь еще в в первой четверти прошлого века бальнеологический курорт.

Город Сольвычегодск вырос из небольшого поселения, основанного в XIV-XV веке новгородскими купцами для добычи соли на единственном тогда водном пути в Пермь и Предуралье. Основали его, вероятно, переселенцы из двух соседних поселений — более древнего Чернигова, сгоревшего в 1546 году, и Выбора, сметенного половодьем реки Вычегды в 1586 году. В житии Стефана Пермского, составленном не позднее первой половины XV века, упоминаются все наиболее значительные селения, расположенные на Вычегде, но среди них нет ни Чернигова, ни Выбора, ни Сольвычегодска. Как город Сольвычегодск складывается лишь к середине XVI века. Возникший на путях в Сибирь, город стал быстро разрастаться; его расцвету способствовало удобное расположение на оживленной водной магистрали и быстро развивающееся солеварение.

Еще до основания Сольвычегодска, как отмечает местный историк XVIII века, «природный мещанин» А. Соскин, жители Чернигова хорошо знали соленое озерко и речку Усолку, куда уходил их скот лакомиться солью, и где наиболее предприимчивые обыватели начали строить первые варницы «для варения соли». Эти варницы фактически и стали ядром будущего крупного промышленно-торгового центра — Соли Вычегодской. Тогда же здесь появились деятельные и предприимчивые люди Строгановы, и дальнейшая судьба города неразрывно связана с историей и деятельностью этого рода.

Род Строгановых происходит из зажиточных поморских крестьян. Родоначальником их считается Спиридон, живший во времена великого князя Дмитрия Донского. Спиридон Строганов – фигура полулегендарная, но о его внуке Луке Козьмиче сохранились уже вполне достоверные свидетельства. В 1446 году он «знатною суммою денег» выкупил из татарского плена великого князя московского Василия Васильевича Темного и в благодарность за это получил право собирать оброк с большей части Двинской земли. Уже тогда Лука Строганов занимался солеварением и продажей соли; в дальнейшем семейный промысел значительно расширил сын Луки Федор. Возвышение «дома Строгановых» шло за счет жесточайшей эксплуатации нерусских народностей Севера — манси, татар, зырян, пермяков, организации различных производств и крупных вотчинных земледельческих хозяйств.

Одним из наиболее ярких представителей рода Строгановых, при котором, по-существу, и началось становление Сольвычегодска как города, является внук Луки Козьмича Иоанникий (Аника) Строганов. Расчетливый делец Аника Строганов (1497—1569) строил здесь в Сольвычегодске соляные варницы, возводил церкви, оказывал различные услуги царскому двору и московскому митрополиту, приобретал товары для Ивана Грозного, вынашивал планы завоевания Сибири. Неприхотливый в личных потребностях, Аника не упускал случая приумножить богатства своего дома. Властный и лицемерный, образцовый церковник (под конец жизни монах), он, пренебрегая религиозными заповедями, отдавал приказания сечь насмерть за малейшие провинности своих дворовых людей. Жадный и одновременно расточительный, носивший кафтаны и шубы своих предков, он мог заплатить огромную по тому времени сумму за иконы или книги, которые собирал всю жизнь.

Строгановы разоряли мелких собственников, владевших варницами артельно, скупая их доли, отбирая заложенные дворы при неуплате в срок кабал, закладов и ссуд. К середине XVI века им уже принадлежала почти половина посадской земли города. В развитии солеварения в Сольвычегодске в XVI веке, очевидно, был заинтересован и московский двор, ибо местным промышленникам предоставлялись всяческие льготы и даже выдавались особые царские поощрительные грамоты на расширение соляных промыслов. К XVII веку Строгановы полностью поглотили мелких производителей. На протяжении XVII века эта семья в пяти своих варницах в Сольвычегодске произвела около 3 млн. пудов соли, которую продавали во всех русских городах и особенно в поволжских. Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее. Для приумножения своих капиталов Аника прокладывает путь в Сибирь, в пермские земли, скупает за бесценок пушнину, основывает там свои вотчины, налаживая соляное дело. Наряду с соляным и пушным промыслами Строгановы «завели» на Севере железодутные и кузнечные производства, занимались оптовой и розничной торговлей красной рыбой, перепродавали закупленные у иностранцев в Архангельске товары и т. п.

Эта разнообразная деятельность сплачивала семью Строгановых. Братья жили общими интересами и даже после смерти Аники и раздела его имущества вели дела в основном сообща, совместно, что в конечном итоге предопределило возвышение их дома в конкурентной борьбе с другими промышленниками и купцами. Сосредоточение в одних руках огромных богатств позволило Строгановым тратить значительные средства на возведение в своих вотчинах церквей и хором, для убранства которых они организовали различные художественные промыслы. Особенное внимание уделяли они своему родовому гнезду — Сольвычегодску.

Их городские хоромы, возведенные здесь около 1564 года и затем в течение XVI—XVIII веков неоднократно перестраивавшиеся, известны по оригинальному перспективному плану города, вычерченному в 1793 году А. Чудиновым (Сольвычегодский музей). Это было внушительное и монументальное здание в три этажа, состоящее из нескольких поставленных рядом срубов под одной двускатной кровлей. Оно резко выделялось своей высотой среди прочей рядовой застройки. К хоромам примыкала шестиэтажная башня высотой около 30 м. рядом находился большой двор с многочисленными хозяйственными постройками. Из деловых бумаг о разделе имущества после смерти Аники Строганова видно, что количество дворовых людей в Сольвычегодске в то время достигало 233 человек. Весь комплекс двора с хоромами, впоследствии обнесенный стенами, превратился в самостоятельный укрепленный центр, своего рода город в городе. Подвергаясь различным перестройкам, деревянные хоромы Строгановых просуществовали в Сольвычегодске до начала XIX века. В 1560-е годы Строгановы здесь же возвели домовую церковь — огромный каменный Благовещенский собор, а на посаде основали Введенский монастырь с деревянным храмом, который в конце XVII века был заменен каменным. Оба эти храма постоянно пополнялись различными сокровищами: великолепными иконами с серебряными окладами, шитыми пеленами, покровами и воздухами, драгоценной утварью и т. д. С особым тщанием украшался Благовещенский собор, расписанный известными московскими мастерами в 1600 году. Строгановы не скупились на его убранство; бесценные предметы искусства заполняли интерьер храма, содействуя не только его великолепию, но и дальнейшему прославлению «именитых людей».

Стремясь укрепить свои позиции в пермских вотчинах, которые подвергались нападениям татар, ханты и манси, Строгановы добились разрешения на содержание собственной армии. В свою очередь московское правительство всячески подталкивало их к военным действиям против сибирских народов, обещая пожаловать им новые земли за Уралом. В 1581 году полностью на деньги сыновей Аники Строганова была снаряжена экспедиция Ермака против сибирского хана Кучума, положившая начало русскому освоению Сибири. «За службу и радение» при покорении Сибири Иван Грозный пожаловал Строгановым право беспошлинной торговли на присоединенных территориях. К началу XVII века могущество «дома Строгановых» почти достигает своего зенита.

Во время польско-шведской интервенции в начале XVII века Сольвычегодск до поры оставался в стороне от военных действий, а Строгановы наживались, перепродавая товары и хлеб по спекулятивным ценам. При воцарении Лжедмитрия I они приобрели еще большую власть в своих владениях, получив от него грамоту, по которой суд над своими людьми они могли вершить сами. Впоследствии правительство Василия Шуйского подтвердило эту грамоту. Но как только враг оказался на Севере, политика Строгановых резко изменилась. Они организовывают военные отряды в помощь Шуйскому и ссужают ему весьма крупные суммы денег, за что в 1610 году род получил уникальный в русской истории титул «именитых людей» (право именоваться с «вичем»). В XVII веке это была единственная фамилия именитых людей в России. По званию «именитых людей» Строгановы подлежали только личному царскому суду, могли строить города, крепости, содержать ратных людей, лить пушки, воевать с владельцами Сибири, вести беспошлинную торговлю с азиатскими народами. С появлением династии Романовых Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске. В 1722 г. Петр I за заслуги (неоднократную помощь денежными суммами на содержание армии и флота) последнего «именитого мужа» Строганова, Григория Дмитриевича, пожаловал его сыновьям редкий в России баронский титул достоинство. Позднее Строгановы, возведенные в графское достоинство, утвердились в роли одного из самых влиятельных российских аристократических родов.

В январе 1613 года Сольвычегодск пережил разорительное польское нашествие. Тогда войско пана Яцкого после штурма захватило и разграбило город за исключением хорошо укрепленного двора Строгановых.

Ряд сохранившихся документов, а также другие материалы дают возможность представить облик Сольвычегодск в первой половине—середине XVII века. Центр города тогда занимал укрепленный деревянный острог со рвом, охватывавший старую часть города возле Благовещенского собора, на правом берегу Усолки. В нем насчитывалось четыре проездных и четырнадцать глухих башен. В 1619 году остальная часть города, расположенная на левом берегу реки, также была окружена острогом подобного же типа, с шестью воротными и шестнадцатью глухими башнями и рвом. Над стенами и башнями острогов возвышалось около двадцати деревянных храмов. Однако в общей панораме города безраздельно господствовало каменное здание Благовещенского собора.

В XVII—XVIII веках Сольвычегодск - крупный торговый, ремесленный и культурный центр Северной России. Город был известен своими тремя ярмарками — Алексеевской, устраиваемой перед началом полевых работ (7—14 марта), Прокопьевской, являвшейся своеобразным «смотром невест» и местом найма людей на работу перед уборкой урожая (7—10 июля), и Введенской, проводимой после сбора урожая (20—27 ноября). На ярмарках основными товарами были сибирские меха, дрова, требовавшиеся в огромных количествах для солеварения, хлеб, всегда ценившийся на Севере, и овощи, привозимые из южных районов страны. В это же время Сольвычегодск является одним из значительных центров русского искусства. Здесь при поддержке Строгановых развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань. В конце XVII в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т.н. усольская эмаль). Уже в XVI веке сложилась и в дальнейшем развивалась Строгановская школа иконописи.

С начала XVIII века в связи с закрытием соляных варниц и перемещения торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска постепенно приходит в упадок. Кроме того, в 1720 году Строгановы покидают город. К середине XIX века Сольвычегодск превратился в неприметный провинциальный город с населением чуть более 1000 человек. В конце XIX - начале XX вв. он используется как место политической ссылки (здесь, в частности, в 1908-1910 гг. отбывал ссылку И.В. Сталин). К Октябрьской революции 1917 года о былом величии Сольвычегодска напоминали 13 каменных храмов, определявших выразительный силуэт города. Двадцатое столетие не принесло городу ничего, кроме утрат. Девять церквей были разрушены полностью, еще одна обезображена. Панорама города сильно обеднела, и сейчас над его малоэтажной застройкой возвышаются только два монументальных собора, сохранившиеся со времен могущества Строгановых. С 1923 года Сольвычегодск является бальнеологическим и грязевым курортом.

В последние десятилетия XX века Сольвычегодск, еще недавно входивший в «Серебряное кольцо» России, столкнулся с тяжелейшим кризисом (впрочем, наверное, как и большинство других маленьких провинциальных городков): упал спрос на санаторное лечение, прекратили свое существование туристические маршруты, ориентированные на посещение знаменитых Строгановских соборов. Исторический город стал провинциальным городом без образа. И такой образ был найден. Спасибо А. К. Толстому и братьям Жемчужниковым, по воле которых действительный статский советник и директор Пробирной Палатки Козьма Прутков был рожден в местечке близ Сольвычегодска. С 1998 года в конце июля в городе проводится фестиваль юмора имени Козьмы Пруткова. Проведение фестиваля приурочено к традиционной для Сольвычегодска ежегодной Прокопьевской ярмарке.

DSC_4843.jpgНу а теперь самое время перейти к описанию достопримечательностей города (схема Сольвычегодска). Безусловно, наиболее значительным сохранившимся архитектурным памятником города является Благовещенский собор. DSC_4844.jpgТам же расположена экспозиция историко-художественного музея (выходной день – понедельник). К нему мы и направили свои стопы. От гостиницы   идем по улице Пролетарской в сторону р. Вычегды. До собора около 5 минут хода. По пути проходим мимо церкви Рождества Богородицы (называемая иногда также Климентовской), от которой уцелела только нижняя часть, лишенная апсиды  . Ныне в длинном строении под двускатной кровлей непросто признать бывший храм. Церковь, построенная в 1768—1778 годах, была одной из самых бедных в Сольвычегодске. Видимо, именно бедностью объясняется тот факт, что завершение основного объема церкви и ее колокольня были выполнены из дерева. Но нарядное убранство фасадов храма выдержано, как это ни странно для третьей четверти века, еще целиком в духе нарышкинского барокко рубежа XVII—XVIII веков.

DSC_4848.jpgDSC_4849.jpgПродолжаем двигаться дальше, и вскоре пересекаем р. Солониху по деревянному мосту. Отсюда уже хорошо виден Благовещенский собор. Удручает, что сейчас собор со всех четырех сторон окружен строительными лесами . Но зато отреставрированная верхняя часть с куполами смотрится просто чудесно. Далее улица выходит на «набережную» к паромной переправе через Вычегду. «Пристань», к которой швартуется паромDSC_4872.jpg, представляет собой просто хорошо утрамбованную насыпь. Кстати, это общая практика. Похоже, содержать пристань обходится дороже, чем просто обновлять насыпь после половодья.

Благовещенский Собор – главное детище Иоанникия Строганова, ставший домовой церковью его семьи - является последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в эпоху правления Ивана Грозного. Поставленный на небольшой возвышенности и открытый в сторону реки, он господствует над городом и виден уже издалека, при подъезде к Сольвычегодску. Массивное и крупное, торжественно-монументальное здание подчиняет себе все окружающее пространство.

Строили его «своею казною» все представители строгановской династии — «Иоанникий Федоров сын Строганов и его дети Яков, Григорий, Семен и его внучата Максим Яковлев сын, да Никита Григорьев сын, да Андрей и Петр Семеновы дети Строгановы». Однако замысел сооружения целиком принадлежал Анике Строганову, основателю огромного торгового дома этой фамилии. Уже в конце 1550-х годов он получает от архиепископа Ростовского Никандра, в ведении которого находились тогда все окружающие город земли, разрешение на возведение собора. Работы по сооружению собора начались в 1560 г. и, очевидно, были завершены в начале 70-х гг. XVI века, хотя официально собор был освящен только в 1584 г.

Строительство собора осуществлялось Строгановыми с большим размахом и под их непосредственным наблюдением. При этом велось оно с привлечением мастеров и ремесленников самых различных профессий. Для производства кирпича в городе сооружается несколько кирпичных заводов; для подвозки по Вычегде больших глыб белого камня создаются специальные речные суда; для ковки железных оконных решеток, а также дверей нанимаются искусные кузнецы, а для золочения куполов и крестов на них — золотильщики.

DSC_4871.jpgБлаговещенский собор - это характерный для XVI века городской храм крупных размеров, трехапсидный и пятиглавый, поставленный на высокий подклет и окруженный галереей с приделамиDSC_4909.jpg. Его массивные стены почти лишены декора; толщу их подчеркивают сильно выступающие наподобие контрфорсов лопатки. Они членят стены основного объема на обособленные прясла, завершенные большими полукружиями закомар, по которым шла первоначально кровля. Когда-то в закомарах храма помещались росписи, однако сейчас эти изображения практически полностью исчезли. Пять венчающих здание световых глав с гранеными барабанами плохо соответствуют общему стилю архитектуры собора. Видимо, они появились в конце XVII века, заменив прежние главы с цилиндрическими барабанами. Здание собора двухэтажное: нижний этаж служил кладовой для хранения многочисленных товаров, ценностей и казны Строгановых (здесь сейчас тоже экспозиция музея), а собственно храмовое помещение располагалось на втором этаже.

Pano_DSC_4853_600x2238.jpgКонструктивное решение собора весьма оригинально. Его четверик вытянут по оси север-юг и имеет всего две внутренние опоры, что является довольно редким в русском храмовом строительстве. В силу двухстолпности четверика его боковые (северный и южный) фасады завершаются двумя закомарами вместо обычных трех. В остальном композиция храма характерна для сложившегося в XVI-ом веке типа большого пятиглавого собора с тремя апсидами и боковыми приделами, коих в Благовещенском соборе было аж девять. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они - выходцы из Ростова) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как четыре боковых купола располагаются на системе арочных сводов. Галереи собора с приделами неоднократно перестраивались. Появившийся в 1646 году юго-западный придел имел завершение в виде пяти стройных шатров – случай совершенно уникальный. К сожалению, до нашего времени этот придел не сохранился. Он исчез при восстановлении собора после пожара 1819-го года. Тогда же, точнее в 1819-1826 гг., с западной стороны здания появилась новая колокольня в неоклассическом стиле DSC_4850.jpgDSC_4851.jpg – вместо прежней, располагавшейся в северо-западной части внешней галереи и представлявшей собой самостоятельный храм типа «под колоколы» (нижняя часть старой звонницы хорошо различима в составе галереи собора). Самый крупный из двенадцати колоколов старой звонницы («Реут») весил более трех тонн (170 пудов). Новая колокольня в целом плохо сочетается с собором. Это тяжеловесное и парадное сооружение, типичное для первой трети XIX века, состоит из двух массивных четырехгранников и крупного цилиндрического яруса звона, увенчанного высоким вздымающимся шпилем.

Внутри Благовещенский собор украшают фресковые росписи. О времени их создания (лето 1600-го года) и мастерах (московские иконники Федор Савин и Стефан Арефьев с товарищи) сообщает грандиозная надпись вязью, опоясывающая внизу стены собора. К сожалению, позже в XVIII—XIX веках фрески были нанесены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия, поставленный старанием Аники Строганова и некоего Леонтия Пырского. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, из них сохранились лишь единицы. В 1606 году значительная часть икон из иконостаса была передана Яковом, Никитой, Андреем и Петром Строгановыми в Борисоглебский монастырь на память о своих родителях. Иконостас не раз воссоздавали в XVII веке. Свой нынешний вид иконостас Благовещенского собора в основном обрел к 1690-м годам. Эта дата устанавливается на основании сходства его резного убранства и аналогичных резных деталей моленного места Строгановых, возведенного в 1693 году. Великолепные Царские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия.

DSC_4869.jpgDSC_4857.jpgВ советское время собор вошел в состав сольвычегодского музея. Сейчас, помимо внутреннего убранства собора, можно осмотреть интересную экспозицию, где представлены иконы строгановской школы конца XVI - начала XVII вв. и произведения декоративно-прикладного искусства XVI-XVIII вв. Также можно подняться на колокольню (что любопытно, можно также позвонить в небольшой колокол – 1 звон стоит 5 рублей). С колокольни открывается прекрасный вид на город и на реку Вычегду  . Нам повезло – когда мы забрались на колокольню, показалось солнце и все вокруг заиграло красками. С колокольни очень живописно смотрятся недавно подновленные купола собора.

Pano_DSC_4860_3400x600.jpg

Посещение собора и музея оставило у нас самые приятные впечатления. Благовещенский собор и музей – это действительно Северная «жемчужина», которую надо обязательно увидеть. Хочется надеяться, что скоро и внешний облик храма будет слегка подретуширован и тогда собор предстанет во всем своем величии.

DSC_4852.jpgDSC_4856.jpgРядом с Благовещенским собором расположена небольшая усыпальница Строгановых — кубическая постройка павильонного типа . Возведена она в 1819-1826 годах графом Г. А. Строгановым. Усыпальница появилась после пожара 1819 года. В нее были перенесены двадцать восемь разновременных надгробий представителей рода Строгановых частично из самого собора, а частично с окружающего его кладбища. Разобраться в надгробиях помогает схема, установленная внутри усыпальницы.

Продолжаем прогулку дальше вдоль набережной вверх по течению Вычегды. Отсюда, с Благовещенский собор выглядит даже более интересно.

DSC_4873.jpgDSC_4875.jpgDSC_4877.jpg

Через некоторое время подходим к еще одному сохранившемуся храму Сольвычегодска – церкви Спаса Обыденного. DSC_4879.jpgИстория её очень любопытна. Впервые деревянный храм с таким названием был построен еще в 1571 году, на заре развития города. Он был «обыденный», т. е. сооружен в один день 16 августа «градскими и уездными людьми» для избавления от мора. В 1634 году храм перенесли на нынешнее, более высокое место, поскольку Вычегда сильно размывала берега; в DSC_4880.jpg1654 году деревянное здание построили заново. В 1691—1697 годах на месте деревянной возникла каменная одноэтажная теплая церковь, но лишь в 1730 году над ней возвели высокий второй этаж с холодным храмом, что придало всей постройке характерный для того времени облик. Здание сильно испортили перестройки конца XIX века в распространенном тогда псевдорусском стиле: в 1892 году новая шатровая колокольня с переходом заменила прежнюю ярусную колокольню с крыльцом-всходом на северную частью паперти, а через семь лет обширный двухэтажный придел почти закрыл северный фасад храма. В советское время церковь лишилась главок, а также изразцов, украшавших стены в нижней части. К северу от церкви сейчас расположен стадион.

После осмотра церкви, возвращаемся к Советской улице и по ней выходим в центр городка к скверу (здесь DSC_4881.jpgузнаем, что Сольвычегодск и Габрово – города-побратимы) и расположенному рядом (на пересечении с ул. Ленина) каменному зданию - усадьбе Пьянковых. Дом сооружен в первой половине XIX века и принадлежал богатым местным купцам. Его архитектура носит типичный для позднего классицизма характер. Здание имеет П-образную объемную композицию с основным двухэтажным корпусом и примыкающими к нему под прямым углом крупными боковыми крыльями в три этажа. Центральная часть главного фасадаDSC_4886.jpg украшена шестиколонным портиком с аркадой в первом этаже и фронтоном в завершении. Пожалуй, лучшей деталью внешнего убранства здания являются тройные «итальянские» окна по сторонам портика, с разделяющими их колоннами и лепниной в широком архивольте. Сейчас на небольшом пятачке перед усадьбой располагается рынок, в нижнем этаже здания – несколько магазинов. Продолжая двигаться дальше по улице Ленина, выходим к дому Кузаковых, где ныне располагается музей политической ссылки (на доме мемориальная табличка).

DSC_4887.jpgМестом политической ссылки Сольвычегодск стал еще в шестидесятых годах девятнадцатого столетия. Первыми путь сюда проторили народовольцы. Позже тут пересекались дороги представителей всех революционных течений и движений, участников и организаторов рабочих выступлений и стачек, марксистов и им "сочувствовавших". Население в городе заметно прибывало. Ведь количество присланных "одуматься и сделать выводы" иной раз доходило до пятисот человек. Их расквартировывали по домам, которые специально держали для этих целей. Или же подселяли к местным жителям. Они получали небольшое денежное пособие. Ссыльные могли отлучаться в лес, бывать на загородных прогулках, ездить на лодке за реку и посещать земскую публичную библиотеку, открывшуюся в 1890 году. Даже на короткое время не прерывалась переписка ссыльных - как открытая, так и негласная. Скрытно доставлялась нелегальная литература. Среди наиболее известных политссыльных Сольвычегодска - будущие руководители Советского государства Иосиф Джугашвили (Сталин) и Вячеслав Скрябин (Молотов). В советское время история политссылки в Сольвычегодске не закончилась - город на долгие годы превратился в гулаговский пересыльный пункт.

И. В. Сталин побывал в Сольвычегодской ссылке дважды. Прибыв по этапу в Сольвычегодск на двухгодичный срок 29 февраля 1909 г., Сталин совершает побег 24 июня того же года. Во второй раз Сталин отбывал ссылку в Сольвычегодске с 29 октября 1910 г. по 6 июля 1911 г. Он проживал поочередно в домах Григоровых и Кузаковых, которые находятся напротив друг друга по разные стороны нынешней улицы Ленина.

DSC_4882.jpgDSC_4884.jpgDSC_4885.jpg

О первом пребывании И. В. Сталина известно немногое - прежде всего, сведения о выдаче ежемесячного пособия в размере 7 рублей 40 копеек за март-июнь 1909 года (в то время как корова стоила три рубля, а лошадь - пять), где и фигурирует фамилия Джугашвили, а также о двух собраниях ссыльных: 25 мая на мосту и 12 июня в лесу. По воспоминаниям очевидцев, Сталин сразу же начал готовиться к побегу. Необходимые для этого деньги помогли собрать другие ссыльные. От Сольвычегодска до Котласа ходил пароход, но им беглец воспользоваться не рискнул и отправился вниз по Вычегде на лодке. Преодолеть 27 верст до Котласа было непросто. А уж там Сталин сел на поезд до Вятки и затем до Петербурга. Его первая сольвычегодская ссылка продолжалась 116 дней. В марте 1910 г. Сталин был вновь арестован и после 6-месячного заключения в Баиловской тюрьме в Баку Джугашвили вновь отправлен в Сольвычегодск. Сведения о второй ссылке Сталина в Сольвычегодск так же скупы, как и о первой. Фамилия Джугашвили значится в ведомости на получение пособия, а также в некоторых документах: 19 апреля он посетил местный театр, за что и вычли из пособия стоимость билета (25 копеек). Во время второй ссылки он проживал в двух домах - Григорова и Кузаковой. Именно на этих сохранившихся до наших дней домах сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея к 50-летию со дня смерти Сталина восстановили простенькие мемориальные доски. Сегодня это единственный музей И. В. Сталина в России, где сохранилась подлинная обстановка периода пребывания Иосифа Виссарионовича в Сольвычегодске. Музей действительно достаточно любопытный и может быть рекомендован к посещению. К тому же цена входного билета составляет всего 10 рублей. Смотрительница музея, судя по всему, ярая сталинистка, что не удивительно для некоторых людей старшего поколения. Но это отнюдь не мешает, а даже способствует «погружению в атмосферу событий тех лет». Помимо воссозданной обстановки и подлинных предметов той эпохи, можно ознакомиться и с фотокопиями некоторых документов о пребывании политссыльных в Сольвычегодске, в т. ч. и Сталина (интересно, а где находятся оригиналы?), а также о политической и революционной карьере Иосифа Джугашвили. В целом, посещение музея вызвало из памяти воспоминания о подобных мемориальных музей-квартирах В.И. Ленина в Ленинграде, которые посетил еще в школьном возрасте. И почему-то вспомнилась песня «…Я поведу тебя в музей - сказала мне сестра….»

С периодом пребывания Сталина в сольвычегодской ссылке связана любопытная легенда о внебрачном сыне вождя. По разным источникам история эта разнится в деталях, но общий смысл остаётся тем же. В общем, бытует убежденье, что беглый Коба, будучи через год пойманным и снова водворенным в прежнюю сольвычегодскую избу, сошелся с хозяйкой дома вдовой Марией (Матреной) Кузаковой, у которой уже было трое детей. Сталин платил хозяйке за хлеб, молоко и жилье, а обедать ходил в другой дом, где в складчину столовались пятеро других ссыльных. В результате в 1911 г. у Марьи Прокопьевны от постояльца родился сын. Отцом записали усопшего мужа Кузакова, хотя тут дошло-таки до смешного: по всем метрикам выходило, что родился мальчик через два года после смерти своего родителя. «Гордый кавказец» от женитьбы уклонился, сославшись на свою трудную и полную скитаний революционную судьбу. Марии же он пообещал вечную память и по возможности материальную помощь. Возможно, что колыбель, экспонируемая в музее на хозяйской половине дома, и есть та самая, в которой нянчили внебрачного сына вождя. После Октябрьского переворота Мария узнала, что ее бывший постоялец стал членом правительства, и написала ему письмо с просьбой о помощи. Но ответа не получила. Тогда она написала Ленину. Это письмо попало к Н. С. Аллилуевой, работавшей в секретариате Председателя Совнаркома. Из письма она узнала о другой семье своего мужа. Ничего ему не сказав, она оказала денежную помощь семье Марии. Впоследствии Мария Прокопьевна Кузакова была награждена орденом "За заслуги перед революцией", получила персональную пенсию и квартиру в Ленинграде (Москве?), умерла она в декабре 1941 г. во время блокады Ленинграда. А внебрачный сын вождя Константин Кузаков, парнишка из захолустного городка Сольвычегодска, сделал удивительную карьеру - в 30 лет он стал заместителем начальника Управления пропаганды ЦК партии, одновременно был главным редактором журнала "Коммунист", ответственным секретарем журнала "Партийная жизнь". Как представитель ЦК, в числе членов специальной группы он редактировал тексты выступлений всех участников партийных съездов и сессий Верховного Совета СССР. Впоследствии Кузаков был обвинен Берией в причастности к «атомному шпионажу» и в 1947 году его исключили из партии и сняли со всех постов. Он ждал ареста, но короткая реплика Сталина отменила репрессии. В партии Кузакова восстановили в день ареста Берия. Позже он работал директором Всесоюзного издательства «Искусство», начальником одного из управлений Министерства культуры, был членом коллегии Гостелерадио. Подписку о неразглашении «тайны происхождения», взятую с него еще в 1932 году, К. Кузаков нарушил только через 63 года, за год до смерти. Вот такая вот история. Насколько она правдива, не мне судить - но выглядит вполне правдоподобной.

Но вернемся снова к Сольвычегодску. После посещения музея политической ссылки мы поняли, что DSC_4889.jpgпроголодались. Пообедали в местной столовой. Её адрес - ул Володарского, д.10. Ну что сказать - обычная рабочая столовка, но недорого и вполне съедобно. Стоит учесть, что столовая работает только по рабочим дням с 10 до 15-ти часов. А других мест в городе, где можно перекусить, вроде как больше нет. После обеда зашли в магазин напротив столовой – там оказался разливной квас местного производства по цене 14 руб./литр (!!!). Фантастика, да и только. Кстати, квас весьма оригинальный, с кислинкой. Недалеко от магазина находится прямо-таки выдающийся дорожный знак. Далее направляем свои стопы ко второму выдающемуся памятнику Сольвычегодска - собору Введенского монастыря. Здесь недалеко от собора находится весьма любопытное сооружение – деревянная двухярусная восьмигранная башенка. DSC_4892.jpgСооружена она на месте, где из земли бьет солевой источник-фонтан. Пить из него не рекомендуется, ну мы и не стали. По другую сторону ул. Володарского - озеро Соленое, на берегах которого были построены первые соляные варницы.

Введенский собор – это единственное строение, оставшееся из целого комплекса культовых сооружений одноимённого монастыря, основанного в 1565 г. тремя сыновьями Аники Строганова - Яковом, Григорием и Семеном. Изначально все монастырские здания, включая церкви, были деревянными. Пользовавшийся покровительством Строгановых, монастырь уже в конце XVI столетия владел землями, лесами и соляными варницами. Введенская обитель почти не пострадала в Смутное время, но сильно выгорела при пожаре во второй половине XVII века. Заказчиком нового каменного собора, дошедшего до нашего времени, выступил представитель уже следующего поколения Строгановых — Григорий Дмитриевич (1656—1715). Легенда рассказывает, что Григорий Строганов хотел поставить церковь, «которая бы превзошла праотец его». И действительно, Введенский собор и доныне не перестаёт восхищать пышностью отделки и убранства, не потерял первоначальной торжественности.

Заложенный после пожара в 1688 году, Введенский собор строился, согласно местным летописным сведениям, восемь лет, но освящен был почему-то только в 1712 году. Устройство в 1691 году теплого Богоявленского придела под южной папертью здания свидетельствует, что в это время его нижний ярус был уже готов. Кроме того, создание в 1693 году икон для иконостаса собора служит достаточно веским основанием для датировки тем же годом и окончания его строительства. В 1779-1788 годах была построена соборная колокольня, стоявшая почти вплотную к храму у его северо-западного угла. Выполненная в скромных барочных формах, по высоте она почти равнялась собору, и простотой своей архитектуры резко контрастировала с пышным убранством фасадов самого собора. Она была снесена в 1930-е годы, когда монастырь и собор были закрыты.

Сольвычегодский Введенский собор во многих отношениях замечательное сооружение. 

DSC_4890.jpgDSC_4891.jpgDSC_4893.jpgDSC_4895.jpg

DSC_4859.jpgОн является первым в ряду оригинальнейших построек рубежа XVII—XVIII веков, которые составляют особое направление в развитии стиля московского барокко и по имени их основного заказчика Г. Д. Строганова именуются строгановскими. Для этих культовых зданий характерны особый тип храма и подчеркнутая пышность внешнего декора, основанного на широком использовании ордерной системы. Все это в полной мере находит свое воплощение во Введенском соборе. Два цвета доминируют на фасаде храма: цвет красного кирпича, из которого он возведен, и цвет белокаменного резного убора колонн, дверей, арок.

По своему объемному решению храм продолжает старые традиции архитектуры Благовещенского собора. Это кубическое сооружение, стоящее на высоком подклете и опоясанное галереей с широко раскрытым великолепным крыльцом. Хотя собор в целом и принадлежит к бесстолпным, пятиглавым постройкам с трехапсидным алтарем, то есть к широко распространенной в XVII столетии типологической схеме, он решен совершенно необычно. При отсутствии внутренних столпов не только центральная, но и боковые главы Введенского собора сделаны световыми, открытыми внутрь, что являлось для того времени новшеством. Такое решение достигнуто при помощи уникальной, не встречающейся до сих пор на Руси конструкции перекрытия - крыша и 5 куполов покоятся на двух сдвоенных арках, берущих свое начало от опор в центре каждой стены и пересекающихся под окружностью главного купола. Эта конструкция дала возможность создать необычайно просторный и развитый в высоту храм, лишенный каких-либо промежуточных опор, максимально насыщенный светом и воздухом. Так, в русском зодчестве конца XVII века на смену прежним догматическим представлениям о внутреннем облике храма с его полумраком и таинственностью приходит новое понимание интерьера, сближающее его с дворцовыми светлыми и парадными залами.

DSC_4894.jpgНе менее важную роль в обмирщении архитектуры Введенского собора играет его декоративное убранство, роскошное и нарядное. Ни один из памятников Севера не имеет столь пышного наружного декора с резным белым камнем и полихромными изразцами. Фасады здания членятся по горизонтали на ярусы широкими антаблементами, которые завершают также каждый из этажей галерей. Межоконные простенки собора и устои галерей украшают приставные колонки коринфского ордера. Антаблементы и колонки из камня четко выделяются на фоне красных кирпичных стен, определяя строго ритмическую структуру внешнего облика всего сооружения. Широкие прямоугольные окна заключены в богатые наличники с полуколонками и белокаменными резными узорами по сторонам и лучковыми разорванными фронтонами.

Внутри храм не менее эффектен, чем снаружи. Просторный и превосходно освещенный тремя рядами широких, часто расположенных окон и проемами пяти барабанов глав, он весь залит светом. В интерьере, несмотря на то, что собор во время советской власти закрывался, сохранился большой семиярусный иконостас в стиле нарышкинского барокко, выполненный московским мастером Григорием Ивановым в 1693 году. Основное украшение иконостаса — тонкая виртуозная резьба, изображающая листья, виноградные гроздья и цветы. С золоченой резьбой иконостаса, с его подвижными текучими формами хорошо сочетаются по цвету иконы-картины, писанные на холсте обучавшимся за границей «дворовым человеком» Строгановых Степаном Дементьевичем Нарыковым. Они целиком определяются традициями европейской живописи второй половины XVII века. Это уже новое искусство, полностью отошедшее от традиций древнерусской живописи.

Введенский собор – единственный на сегодняшний день действующий храм в Сольвычегодске, посему легко доступен к осмотру. Сохранность внутреннего убранства просто отличная. Картины-иконы действительно сильно напоминают итальянскую живопись. Очень приятное впечатление осталось от беседы со служительницей храма, которая нам рассказала и про историю собора и про основные иконы храма.

Ну, и наконец последнее, что мы посмотрели в Сольвычегодске – это литературный музей-усадьба Козьмы Пруткова. Музей находится в здании городской библиотеки в центре города на ул. Ленина (напротив сквера). DSC_4908.jpgDSC_4899.jpgСудя по всему, открылся он совсем недавно. Чтобы попасть туда, пришлось в библиотеке поискать смотрителя музея. Им оказался очень приятный молодой человек, который с энтузиазмом провел для нас экскурсию по самому музею и по двору усадьбы. Экспонаты музея – это, по-существу, предметы декоративно-прикладного искусства, собранные местными жителями, и подарки музею от различных организаций, которые в той или иной степени можно связать с жизнью и деятельностью Козьмы Пруткова или с его крылатыми фразами-афоризмами. Во дворе музея-усадьбы выставлены весьма любопытные деревянные скульптуры, изготовление которых, по-видимому, было приурочено к прошедшему этим летом фестивалю юмора Козьмы Пруткова. Некоторые скульптуры являются иллюстрацией крылатых фраз Пруткова. В частности, впечатляет скульптура «Зри в корень!» - весьма оригинальный замысел и его воплощение в дереве. Также весьма любопытна скульптура, иллюстрирующая афоризм «Глядя на мир, нельзя не удивляться!».Есть в собрании и скульптура самого Козьмы Пруткова.

DSC_4900.jpgDSC_4898.jpgDSC_4903.jpg

Но особенно мне понравилась скульптурная композиция сDSC_4906.jpg туалетом – DSC_4907.jpgхорошо поднимает настроение!

За полдня мы осмотрели все достопримечательности Сольвычегодска, но все же решили задержаться здесь еще на одну ночь – до Великого Устюга отсюда чуть более двух часов, но приезжать туда под вечер мы посчитали неразумным. Остаток дня посвятили послеобеденному сну (что-то накатила усталость) и поездке по окрестностям. В ближайших окрестностях города выезда на берег Вычегды не обнаружили – река здесь то ли сильно разливается в половодье, то ли время от времени меняет русло – много стариц. Зато камнем нам разбило левую фару - какой-то местный лихач обогнал нас на гравийке со скоростью намного превышающей сотню км/час.


Еще во время подготовки к путешествию мы планировали посетить два очень интересных архитектурных памятника на правом берегу Сев. Двины: деревянный шатровый храм Дмитрия Солунского (1784 г.) в с. Верхняя Уфтюга и деревянную шатровую колокольню (1658 г.) в заброшенном селе Цывозеро – до них от Сольвычегодска не более 70 км. Чтобы попасть туда, надо ехать на запад по гравийке на Грuгорово и далее на Вeшкурье (в атласе автодорог – Большая Степановская). Далее необходимо свернуть по лесной дороге направо, примерно в 10 км от развилки на Грuгорово – Вeшкурье. (первый "отвороток" направо, отмеченный знаком «уступи дорогу» примерно в 5 км от развилки надо пропустить, а, проехав еще примерно столько же, повернуть направо по второй, более наезженной дороге, тоже обозначенной знаком «уступи дорогу», источник информации – велоотчет). Именно эта лесная дорога до дер. Борок и является наиболее проблемным участком. У местных жителей мы узнали, что сейчас после дождей дорога эта сильно разбита лесовозами, и на нашей «Шниве» мы вряд-ли проедем. Не доверять водителю «Нивы» не было оснований. Хотя, конечно, может и стоило рискнуть, будь у нас подстраховка в лице второго экипажа. В районе дер. Березонаволок на карте обозначен мост через Уфтюгу (в 1996 году понтонный мост точно был; сведений о том, существует ли он сейчас, я не нашел). Далее до с. Верхняя Уфтюга идет хорошая гравийка вдоль правого берега реки. По данным указанного цитируемого выше велоотчета, моста через реку в районе села Верхняя Уфтюга, также обозначенного на карте, не существует (только брод – дно песчаное, глубина чуть ниже пояса, сильное течение). До колокольни в Цывозеро надо ехать по той же гравийке вдоль правого берега Уфтюги в направлении на Красноборск. Насыпная дорога на Цывозеро уходит направо в районе с. Большая Слуда, до колокольни около 12 км. В районе Дябрино существует паромная переправа до Красноборска. Официально паром ходит три раза в день, практически – значительно чаще, так как лесовозы, везущие лес с верховьев Уфтюги, переправляются другими паромами, и на них тоже можно переправиться на другой берег. В пределах досягаемости от Сольвычегодска находится также старинное с. Яренск, где в Спасо-Преображенском соборе сохранился полный комплекс росписей XVIII столетия. До Яренска от Сольвычегодска около 200 км, так что путешествие туда и обратно займет целый день (но это в будущем, когда дорога будет достроена – работы планируется завершить в 2009 году).

Кратко подводя итоги, попытаюсь сформулировать, чем же нам так понравился Сольвычегодск. Наверное, все же именно своей тихой провинциальностью – жизнь здесь течет очень медленно, на улицах города практически нет машин, памятники и музеи – все достойны внимания, и из-за того, что их не так уж и много, мы их осмотрели обстоятельно (не в стиле японского туризма). Что еще радует – так это почти полное отсутствие туристов (и наших, и, тем более, иностранных) – город лежит в стороне от туристских маршрутов. Да к тому же (повторю еще раз) и гостиница оставила у нас очень хорошее впечатление. Помимо Сольвычегодска, похожую удовлетворенность мы испытали от посещения Великого Устюга (конечно, за исключением «родины Деда Мороза»), но там такого неспешного ритма жизни уже нет.

 

Литература.

[1] А.Б. Бодэ. Поэзия Русского севера. Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М.: Эдиториал УРСС, 2002. -216 с., илл.

[2] А. Рыбаков. Устюжна. Череповец. Вытегра. Ленинград: Искусство, 1981.

[3] Материалы сайта www.kenozerje.by.ru

[4] Материалы сайта www.towns.ru

[5] Г.Н.Мелехова. Церкви Лекшмозерья. Электронная библиотека сайта www.kargopol.ru

[6] Пигин А.В. Тема "Святые Древней Руси" в вузовском курсе "Русская духовная культура" (на материале сказаний о святом Александре Ошевенском). Электронная библиотека на сервере Вологодской областной универсальной научной библиотеки http://www.booksite.ru/on_line.htm

[7] Пигин А.В. Народный культ Александра Ошевенского в Каргополье. ("Живая старина" №4, 1998).

[8] Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М: Искусство, 1984.

[9] Материалы сайта "Дорогами русского Севера" www.dorogami.ru

[10] А. Слёзкин. Сольвычегодск и окрестности. М.: АСТ: Астрель, 2006 (серия "Великие места России").

[11] Автодорожные атласы России. Архангельская область, Ненецкий автономный округ". СПб, ФГУП "Аэрогеодезия", 2004

[12] РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры www.rusarch.ru

[13] Электронная библиотека на сервере Вологодской областной универсальной научной библиотеки http://www.booksite.ru/on_line.htm

[14] А. Г. Хропов, Е. Р. Стамбулян. Русский Север. Архангельская область. Вологодская область. Серия: Библиотека "Вокруг света". Издательство: Вокруг света, 2005 г., 168 стр.

[15] И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники русского севера (электронная библиотека сайта http://www.nordicdreams.net.ru))

[16] И. В. Купцов. Род Строгановых. Челябинск: Изд-во "Каменный пояс", 2005., 224 с., ил.

[17] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983.

[18] История старого Сольвычегодска, на сайте поселка Вычегодский (http://vkcity.narod.ru)

[19] В Носкова. Сталин дважды побывал в Сольвычегодске. Архангельская областная газета "Правда Севера», выпуск от 09.04.2003 (www.pravdasevera.ru)

[20] Историко-биографический Интернет-Портал ХРОНОС (http://www.hrono.ru)

[21] В. Соколов. Вологда. История строительства и благоустройства города. Архангельск. Сев.-Зап. книжное издательство. 1977 г.

[22] С. Загацкий. Палтога: стертая земля http://www.regrus.info/anounces/16/77.html.

Часть 1 * Часть 2 * Часть 3 * Часть 4 * Далее

 
< путешествия < главная * гостевая


2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)


Rambler's Top100