ПитерСелдон.ру

 
Селдон :)

 < путешествия < главная * гостевая

 Автопутешествие по Архангельской и Вологодской областям (июль-август 2007-го года)

Часть 1. Санкт-Петербург – Вытегра – Масельга –
Порженское – Каргополь.

Часть 1 * Далее

 

ВВЕДЕНИЕ

 Путешествие по русскому Северу я задумывал уже давно, но все как-то было недосуг. Возможность провести отпуск в горах всегда брала верх перед возможностью посетить исторические и культурные центры Севера, а также возможностью увидеть воочию шедевры древнерусской деревянной архитектуры. Но, все течет – все изменяется, и в этом году ситуация изменилась – во-первых, у нас наконец-то появился свой автомобиль (Шевроле-Нива); во-вторых, в этом году нам не удалось пересечься по срокам отпуска с друзьями и мы с женой остались вдвоем; в-третьих, у нас было в распоряжении только две недели. Отчасти поэтому выбор на этот раз и пал на автопутешествие по Русскому Северу, о чем я сейчас ничуть не жалею. Путешествие действительно вышло очень интересным и познавательным. Единственный отрицательный момент состоял в том, что из-за напряга по работе в последнюю перед поездкой неделю не удалось как следует подготовиться к путешествию в информационной части, поэтому некоторые из интересных памятников деревянного зодчества, впрочем, как и любопытные природные объекты, были нами пропущены (мы просто не знали об их существовании). Но зато есть повод снова посетить эти интереснейшие места. Приводимый ниже отчет, или правильнее заметки о путешествии – это попытка свести воедино (скомпилировать) информацию из различных источников вкупе со своими личными впечатлениями о поездке (если этого не делать, то уже через год при просмотре фотографий с трудом удастся вспомнить, а что же там изображено?). Так что отчет этот я делал, прежде всего, для себя (ну и для сайта "ПитерСелдонРУ" тоже). Наверное, этим во многом объясняется столь большой объем текста и иллюстративного материала, а также количество использованных мною источников информации. Основные из них приведены в конце в списке литературы. Помимо описания посещенных нами объектов и их фотографий, приведена и информация об их местонахождении. Немалую часть текста составили исторические сведения, так как, по моему глубокому разумению, без знания истории осматривать города, монастыри, памятники старины не очень интересно. Помимо этого, я старался, по-возможности, привести информацию о музеях, гостиницах, столовых, кафе, местах возможных стоянок, состоянии автодорог и т.п. Эти сведения, возможно, могут пригодиться тем, кто собирается в путешествие по Архангельской и Вологодской области. Более того, я также счел необходимым привести найденную в сети информацию и о пропущенных нами объектах (в основном, об их расположении – иногда без указания источников), которая также может оказаться полезной автопутешественникам, а может в будущем будет востребована и мною. В связи с большим объемом файла, мне показалось разумным разбить отчет о путешествии аж на целых семь (!!!) частей.
 


День первый.

Итак, выехали из города в понедельник 30-го июля после полудня, в 12.20. Почему так поздно - да так уж получилось, что утром необходимо было уладить проблемы по работе. Погода отличная – солнечно, но не очень жарко. Машину загружена под завязку - помимо рюкзаков, сумки с едой, воды, минералки, пива, канистр с бензином и т. д., у нас на заднем сиденье еще и байдарка. Несмотря на поздний выезд, в идеале хотим добраться в этот же день до Кенозерского нац. парка. Хотя до него достаточно далеко - более 750 километров (и далеко не везде асфальт). Первую короткую остановку совершили проехав более двух сотен километров – после съезда с объездной дороги вокруг Лодейного Поля в направлении на Подпорожье. Быстренько перекусив яблочком, попив минералки и размяв затекшие конечности, погнали дальше. На въезде в Подпорожье заправка КИТЭК – заправляемся до полного бака. Держим крейсерскую скорость на уровне 100-110 км/час, иногда разгоняемся и до 120-ти. Встречных машин мало, ГИБДД-шных засад нет, посему трасса Подпорожье–Вознесенье просто-таки располагает к быстрой езде.

часовня Николы в селе Гоморовичи (XVIII в.) Первая достопримечательность – часовня Николы в Гоморовичах. главка Никольской часовни в селе ГоморовичиЭта маленькая деревянная часовенка построена в конце XVIII-го века и довольно проста по своим архитектурным формам. Своеобразие и нарядный облик памятнику придают восстановленные при реставрации детали – резные гребни на охлупнях, причелины и полотенца, козырьки над окнами. Для тех, кто не очень знаком с архитектурными терминами, даю пояснения. Причелина - это доска, обычно резная, закрывающая наружные торцы подкровельных слег. Она очень хорошо видна на фотографии справа. Полотенцем же называют короткую резную доску, закрывающую стыки причелин. Вот полотенце, к сожалению, в кадр не попало, но чуть ниже приведена фотография, где я отдельно сфотографировал сию деталь у Георгиевской церкви. Ну, и наконец, охлупень (от слова "охлуп" - "крыша") - это выдолбленное снизу бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли. Сам охлупень на фотографии Никольской часовни, конечно, не виден, но вот резной гребень на нем не заметить трудно. Возвращаясь к часовне, стоит отметить, что она, хотя и поставлена вдалеке от домов, своим видом оживляет и дополняет довольно однообразный деревенский пейзаж. Можно зайти внутрь – замка на двери нет. Интерьера, правда, тоже нет – лишь парочка небольших икон и подсвечник. Супруге сей памятник тоже весьма понравился: "Это первая деревянная церковь из виденных мною (ну, не считая Кижей на картинках). Впечатленье, безусловно, производит. Представьте - полуопустевшая деревня и … почти игрушечная. но очень милая часовенка. Судя по всему, её не так давно перебирали и подновляли. К тому же чувствуется, что за ней следят - сему свидетельство живые цветы у незатейливой печатной иконки".

Георгиевская церковь в селе Юксовичи (1493 г.)Вторая достопримечательность – знаменитая Георгиевская церковь в с. Юксовичи. Георгиевская церковь. ПолотенцеЧтобы попасть к ней, надо с шоссе свернуть влево по указателю на Родионово. Всего пару километров асфальтовой дороги и взору открывается этот воистину шедевр древнерусского зодчества. Георгиевская церковь датируется 1493-им годом!! Это древнейшая сохранившаяся на родном месте деревянная церковь. И третья "по древности" вообще из дошедших до наших дней деревянных церквей. Старше только Лазаревская церковь Муромского монастыря, датируемая концом XIV-го века (ныне находится в музее деревянного зодчества на острове Кижи) и церковь Ризположения из села Бородава, датируемая 1485-ым годом (ныне находится на территории Кирилло-Белозерского монастыря). И вот что интересно - Георгиевская церковь, будучи самой красивой из всех трех, туристов видит крайне редко. Многие жители Питера даже не подозревают, что не так уж и далеко от нас находится этот шедевр древнерусских мастеров.

Высокая клетская постройка состоит из двух разновеликих частей - повышенной древней и пониженной более поздней. Собственно само здание церкви представляет столпообразный сруб с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал (повалом называют верхнюю, расширяющуюся подобно карнизу, часть сруба), поддерживающий кровлю с единственной стройной главкой. Два более низких сруба - алтаря и трапезной - с такими же заостренными кровлями вторят центральному объему, образуя красивый и лаконичный силуэт. Тесовое покрытие кровли, лемеховая поверхность главки и шейки, врубленной в конек, создают выразительный декоративный эффект. Низкое и широкое помещение, по очертаниям плана напоминающее галерею, а на самом деле являющееся новой трапезной, было пристроено к церкви в 1887 году. А как бы красиво смотрелась она без этой позднейшей пристройки! Двухвсходное крыльцо с западной стороны восстановлено при реставрации уже в наше время (то бишь в 1970 году). Радует, что у этого здания теперь есть хозяин - ныне это скит Александро-Свирского монастыря. И значит памятник этот удастся сохранить. Церковь можно осмотреть не только снаружи, но и попасть внутрь – буквально рядом (на берегу озера, метрах в ста от церкви) находится дом, где можно найти послушника Кирилла – он не откажет и откроет церковь. А там действительно есть на что посмотреть - одни массивные резные столбы-опоры чего стоят! Также обязательно обратите внимание на замок на входе - очень любопытный экспонат! Жаль только, что ныне не действует – ключ давно утерян. Георгиевская церковь в селе Юксовичи (1493 г.) Кстати, в церкви проводятся службы, но крайне редко и нерегулярно. И снова даю слово супруге: "Одно слово - священный трепет. Как подумаешь, что вот эти брёвна были ещё до Ивана Грозного!!! Но новое (по сравнению с изначальным) просматривается очень хорошо, начиная от манеры обтёсывать брёвна (при Василии Иоанновиче это делали топором, а уж много позже перешли на всякого рода рубанки). Вообще, внутри энергетика сумасшедшая (с новодельными храминами, даже жутко навороченными, просто не сравнить". Рядом с Георгиевской расположена еще одна церковь, построенная в архитектурный ансамбль в селе Юксовичи конце 19-го века. Из-за отсутствующего завершения довольно трудно сразу распознать культовое назначение этого здания – лишь приглядевшись, можно вычленить характерную пятигранную форму алтаря. К тому же несколько вычурно и неестественно смотрится желто-оранжевый цвет вагонки, которой обшита церковь - "жёлтая уродина", по меткому выражению супруги. Но именно здесь сейчас проводятся службы. И в ближайших планах – всё же украсить церковь главкой. А пока диссонанс со старой Георгиевской церковью, как говорится, налицо.

Перекусив "Биг-ланчем", поехали дальше в сторону Вытегры. Доехали до развилки: второстепенная дорога на Вознесенье – отличный асфальт, а вот главная на Вытегру – грунтовка. Скорость сразу падает до 40-60 км/час. Дорога разбита, много луж, к тому же она сильно петляет. Вскоре пересекли границу Ленинградской и Вологодской областей, а еще через несколько километров показался перекресток, где сходятся дороги из Вознесенья, Вытегры и Подпорожья. Здесь, перед Оштой (Оштинский погост) начался асфальт. Ошта - довольно крупный поселок, тем не менее, отдаленность от цивилизации, впрочем, как и везде у границ областей, здесь очень заметна. Вспомнилось, как в далекие 90-е (самое их начало) во время пешего похода по Вепсам (Немжа - Шатозеро - Шимозеро) мы здесь "загорали" почти сутки в ожидании автобуса.

церковь в селе Нижняя ВодлицаВопреки карте, за Оштой асфальт не заканчивается, а тянется дальше на протяжении многих километров. Так что атлас автодорог Ленинградской области здесь врет. Ну и хорошо, что врет. В Нижней Водлице (в село мы въехали примерно в 18.30) с нами произошел небольшой инцидент – мелкая собачка с тявканьем бросилась прямо под колеса, и пришлось резко тормозить и даже выехать при этом на встречку, где благополучно заглохли, дабы не задавить это чудо на глазах у её хозяйки. Хорошо, что скорость была небольшая, да и встречных машин не было. Их вообще до Вытегры было крайне мало. Здесь же, в Нижней Водлице справа по ходу движения находится церковь. Состояние её просто ужасное - венцы окончательно прогнили, крыша покосилась. Судя по сведениям, добытым на просторах всемирной паутины, в настоящее время здание используется в качестве свинарника. С северной стороны прорублены ворота, с южной пристроен загон для свиней. Понятно, что восстановлению сей памятник уже не подлежит.

"Знаменитый" грейдер на Вытегру начинается почти сразу после моста через р. Водлица. Быстро ехать тут действительно не получается (в среднем 40 км/час). Много ям и крупных камней. Временами сквозь песок и гравий тут проступают лежащие поперек полотна бревна, из которых, по-видимому, некогда была сложена гать. Просто как издевательство выглядит знак ограничения скорости в 70 км/час. Тем не менее, ничего действительно уж страшного (а до этого пару недель шли дожди!!) не оказалось. Все легко проезжаемо – лужи неглубокие. Сбавлять скорость до 20 км/час и менее приходилось крайне редко. Отвратительная дорога продолжается до Мегры, далее участок Мегра-Вытегра - периодически возникающий плохой асфальт и относительно нормальная грунтовка (40-60 км/ч).

ансамбль Палтожского погоста Богоявленская церковь в с. Палтога (1733 г.), вид с запада Не доезжая 18-ть километров до Вытегры, въезжаем в с. Палтога (время – 19.20). Здесь действует мобильная связь – МТС. Главная достопримечательность села находится в его центре. Здесь на возвышенности в окружении старых берез расположены деревянная Богоявленская (построена в 1733-ем году) и каменная Знаменская церкви. Первая, несомненно, представляет гораздо больший интерес. В основе Богоявленской церкви два традиционных четверика – трапезная, крытая на два ската, и собственно храмовое помещение. Необычно завершение церкви - это крещатая бочка ("бочкой" называется форма двухскатного покрытия с криволинейными очертаниями, завершающаяся острым углом; "крещатая бочка" состоит из двух взаимно пересекающихся бочек) в два яруса, оканчивающаяся пятью покрытыми лемехом главками. В покрытии ярусов, многоглавом завершении и общей пирамидальной структуре воплотились прионежские архитектурные традиции. В XIX веке при переделках храм лишился четырех главок из пяти, бочки были обшиты листовым железом, а стены – крашеным "под камень" тесом, на городской манер были также растесаны окна. Пострадал и интерьер: расписное шестнадцатигранное небо было закрыто плоским беленым потолком, гладко оструганные бревенчатые стены покрыли штукатуркой и заклеили обоями в цветочек. Уже в наше время, в 80-х годах прошлого века на волне ученого интереса к деревянному наследию России на погосте началась реставрация. Началась, да и прекратилась на полпути. Реставраторы успели вернуть храму утраченные главки, снять чуждое железо с кровель, восстановить серебристый лемех и разгромить поздние наслоения в интерьере. И потом исчезли, как мираж. Впрочем, в начале 90-х с карты мира исчезла целая страна, так что чему тут удивляться. Непонятно другое - на дворе давно уже XXI-ый век, а российскому государству, которое так любит обвинять советскую власть в уничтожении культурного наследия, до этого самого наследия тоже дела практически нет. Церковь до сих пор окружают гнилые строительные леса, со всяческими предосторожностями по ним даже можно влезть в зияющее пустотой окно алтарного прируба, что я и сделал. Знаменская церковь в с. Палтога (1810 г.) Богоявленская церковь в с. Палтога (1733 г.) Внутри полное запустение. Храм может обрушиться в любое мгновение, ведь у него почти не осталось важнейших несущих элементов. Углы основного четверика прогнили насквозь, в полу зияют огромные дыры, всюду строительный мусор. От деревянной крыши трапезной тоже почти ничего не осталось – то, что недавно было плотной тесовой кровлей, теперь напоминает сильно рваную бумагу. Жаль, а ведь глядя на строительные леса, можно подумать, что памятнику не дадут умереть. Как-то неправильно все в Вологодчине. Памятники деревянного зодчества разрушаются прямо на глазах (еще один пример - ансамбль Саминского Погоста), и в тоже время огромные деньги вкладываются в безвкусные коммерческие проеты типа "Родины Деда Мороза"

В 1810 году рядом с Богоявленской была построена каменная Знаменская церковь. Она имеет крестообразный план, вытянутый по центральной оси. Четверик завершается круглой ротондой и перекрыт куполом. Его южный и северный фасады увенчаны фронтонами. Завершение колокольни не сохранилось, да и в целом церковь выглядит весьма удручающее - от храма остались только треснувшие вдоль и поперек стены да горы мусора. Кстати, две стоящие рядом церкви - одна деревянная (так сказать, от народа) XVII-XVIII века постройки и каменная (от господ), возведенная почти на век позднее, неоднократно встречались нам за время путешествия. И, как ни парадоксально, каменные церкви почти всегда находятся в более плачевном состоянии. Хотя, возможно, это просто отголоски реставрационно-восстановительных работ 70-80-х годов XX-го столетия.

Панорама г. Вытегра. Вид со стороны шлюза Волго-Балтийского канала

Наконец, доехали до Вытегры - районного центра одноименного района Вологодской области (на часах 20.00). Проезжаем через шлюз Волго-Балтийского канала имени В. И. Ленина. Сделали небольшую остановку для осмотра этого очень любопытного гидротехнического сооружения. Отсюда также хорошо просматривается панорама Вытегры, в которой выделяется господствующая над городом Сретенская церковь. Кстати, в Вытегре сохранился деревянный шлюз и старого Мариинского канала, предшественника Волго-Балта. Продолжаем движение дальше, и вскоре проезжаем заправку "Лукойл". Сретенская церковь (1869-1873 гг.) шлюз Волго-Балтийского канала им. В.И. Ленина Не упускаем случая снова заправиться до полного бака. А проехав после заправки еще метров 200-300, останавливаемся у колонки с водой, чтобы отмыть стекла и фары от грязи.

 шлюз Волго-Балтийского канала им. В.И. Ленина


Шлюз Волго-Балтийского канала им. В.И. Ленина. Вид в сторону Онежского озера

Сретенская церковь (1869-1873 гг.)

Сретенская церковь (1869-1873 гг.) Следующую остановку делаем на площади рядом со Сретенской церковью. Церковь эта, являющаяся наиболее значительным архитектурным сооружением второй половины XIX века в Вытегре, была возведена в 1869—1873 годах по проекту олонецкого губернского архитектора А. С. Четверухина. Артель каменщиков возглавлял крестьянин из деревни Слободы Песочной Костромской губернии Иван Васильев Волков. Открытие церкви было приурочено к столетнему юбилею города.

Сретенская церковь в Вытегре является характерным произведением "русско-византийского стиля". В плане она имеет форму креста. Пять восьмигранных барабанов возведены колокольня Сретенской церкви над системой коробовых и парусных сводов и подпружных арок, опирающихся на массивные стены и четыре крещатых столба. Над барабанами возвышаются восьмигранные же луковичные главы. Высокие арочные окна обрамлены на фасадах объемными наличниками с килевидным завершением. Высокая колокольня завершается шатром, напоминая силуэт шатрового храма. Весь громоздкий, усложненный декор фасадов храма с преобладанием сухих линий горизонтальных тяг, с механическим соединением элементов древнерусской архитектуры и классической ордерной системы, подавляет своей безжизненной монотонностью. Но безусловным достоинством Сретенской церкви является ее чрезвычайно удачное расположение. Венчая возвышенный берег Вытегры (Красную Горку), Сретенская церковь господствует над городом и над всей окружающей местностью. В настоящее время в здании церкви размещается экспозиция Вытегорского краеведческого музея. Увы, время было позднее, так что в музей мы не попали. Зато наблюдали на ступенях храма набожного аборигена, усердно бьющего земные поклоны.

Отъехав от Сретенской церкви, поворачиваем по указателю на Медвежегорск. Относительно плохой асфальт прерывается коротким (1-2 км) грунтовым участком. Здесь наблюдаем живописную картину – в кювете по самую крышу в жидкой грязи увяз трактор. Попытки вытащить его с применением крана результатов не дают. В перерывах между попытками кран разворачивается и дает возможность проезда машин по трассе. И, хотя интересно понаблюдать, чем закончится сия эпопея, время поджимает. Вскоре дорога превращается в настоящий автобан - уверенно держим скорость 120-130 км/час и…чуть не проскакиваем поворот на Саминский погост.

Саминский погост. Ильинская церковь (1692-1702 гг.). Вид с северо-запада Саминский погост. Южный фасад Ильинской церкви (1692-1702 гг.)Ильинская церковь на Саминском погосте, построенная в 1692—1702 годах, ныне является самым древним памятником деревянного зодчества на территории Вытегорского района. Это также единственная сохранившаяся в окрестностях Вытегры деревянная шатровая церковь. Село Самино, как и другие крупные прионежские села, образовалось из нескольких слившихся соседних деревень, расположенных в долине реки Самины. В центре их на возвышенном месте и была построена Ильинская церковь. По преданию церковь поставлена на месте святых родников. Место это было топкое, поэтому церковь ставили на столбах-сваях, которые потом ушли под землю. Стройный остроконечный силуэт церкви виден издалека (в том числе и с трассы). Ильинская церковь, подобно многим северным храмам, имеет сильно развитый объем трапезной, которая по площади почти в два раза больше самого храма. Композиция здания Саминский погост. Ильинская церковь (1692-1702 гг.). Вид с западахарактерна для архитектуры Саминский погост. Ильинская церковь (1692-1702 гг.). Вид с северо-востокашатровых церквей XVIII столетия — это четверик в основании, на котором возведен восьмерик, увенчанный высоким восьмигранным шатром. Прямоугольный в плане алтарный прируб покрыт ступенчатой кровлей. Саминская Ильинская церковь выделяется особым изяществом архитектурных форм, слегка экзальтированной устремленностью ввысь. Во второй половине XIX века к трапезной была пристроена колокольня, разобранная уже в наше время в ходе проведения реставрационных работ. Вроде как она будет восстановлена в стороне от древнего храма, чтобы эклектичностью своих форм не умалять целостного величия памятника. Но где сейчас находится то, что впоследствии должно стать колокольней, осталось для меня загадкой.

Рядом с Ильинской на Саминском погосте существовала деревянная же церковь Флора и Лавра, возведенная в 1656 году. В конце XIX века этот храм был перестроен с фундамента и освящен во имя Тихвинской богоматери. Массивный, грузный объем церкви, крестообразной в плане, с ее тяжелым пятиглавием и двускатными фронтонами ризалитов на фасадах явно подражает формам каменной архитектуры. Рядом с устремленным к небу силуэтом Ильинской церкви Тихвинский храм кажется статичным, тяжеловесным, придавленным к земле. При этом надо отдать должное мастерству строителей ансамбль Саминского погостаТихвинской церкви: они проявили немало выдумки, умения и терпения, Саминский погост. Тихвинская церковь (XIX в.)воспроизводя в дереве формы каменных профилированных карнизов и пилястр, фронтонов и сандриков. К сожалению, сейчас уже трудно по достоинству оценить этот храм ввиду серьезности разрушений. Ныне после обрушения центрального и двух южных куполов от пяти глав осталось только две (да и они, по-видимому, скоро рухнут). Скорее всего, храм уже не подлежит восстановлению.

мост через р. СаминуОчень живописно смотрится находящийся неподалеку от церквей деревянный мост через реку Самину. Неспешно несет свои воды в Онежское озеро река Самина. Налюбовавшись Ильинской церковью и пасторальным пейзажем, в 21.00 покидаем Саминский Погост и продолжаем путь в сторону Пудожа. В город приезжаем около 22-х часов. Накопилась усталость – подумываем о ночлеге в гостинице. Проезд по городу – 40 км/час – много лежачих полицейских (да и не лежачие тоже встречаются). Читаем рекламную вывеску о местном мотеле "Уют". Но цена за двухместный номер оказалась несколько великовата для нас (1500 руб. на двоих), хотя номер с удобствами и душем. Так что решаем продолжать ехать дальше в сторону Каргополя. От Пудожа дорога на Каргополь начинается асфальтовым покрытием с относительно хорошим состоянием – можно держать скорость на уровне 80-100 км/час. Но вскоре асфальт сменяется разбитой грунтовкой и скорость передвижения резко падает. А вот что порадовало, так это настоящий автобан (120-130 км/час) от пос. Кривцы до самой границы Архангельской области. Границу между областями трудно не заметить - здесь автобан резко переходит в грунтовку, довольно узкую и извилистую и с многочисленными подъемами-спусками. К тому же уже стемнело. К счастью, до отворотки на Морщихинскую здесь недалеко (менее 10-ти километров). После поворота (есть указатель) до Морщихинской идет хорошего качества грунтовка (даже лучше основной трассы Р2). От Морщихинской до Масельги груновка переходит в узкую лесную дорогу, но вполне можно ехать со скоростью 50-60 км/час. Дорога проходит по водоразделу Балтийского и Белого морей. Очень красиво – слева и справа видны озера (притом разноуровневые). К кордону парка добрались около полуночи. Машину оставили здесь же на стоянке. Лагерь поставили в 150-ти метрах от шлагбаума на оборудованной стоянке. С огромным трудом нашли относительно сухой пятачок – последние дни шли дожди, так что кругом сплошные лужи. Но время уже за полночь, и искать другую стоянку в темноте желания не возникает. Надеваем резиновые сапоги, быстренько нагреваем воду на горелке и пьем чай. Отбой в 2 часа пополуночи.

Здесь хочется сделать небольшое отступление относительно стоянок в Кенозерском нац. парке. Ну, во-первых, стоять где угодно здесь вроде как запрещено. Хотя тоже возникает вопрос – одно дело жечь костры и рубить деревья на дрова, и совсем другое поставить палатку и готовить пищу на газу. Во втором случае никакого ущерба природе и лесу не наносится. А так получается в чистом виде навязывание услуги – к тому же она платная: парк берет от 30 до 50 руб. с чел. в день за постой на оборудованной стоянке. Оборудованная означает, что есть стол с навесом, туалет и урна для мусора. Также напилены дрова и сложены в штабеля. Правда полный комплект всего перечисленного есть далеко не на каждой стоянке. Толку от дров (а они не всегда сложены под навесом) под дождем немного – стоянки в основном поставлены так, что над кострищем натянуть тент нереально. К тому же последнее, о чем думают работники парка при сооружении стоянки - это о месте под палатку: на половине стоянок большого плоского ровного пятачка просто не существует. А если он и есть, то занят столом с навесом. Еще один весьма спорный момент – при путешествии по нац. парку вы подчас не уверены на все 100%, что будете ночевать на конкретной стоянке, но деньги работники парка с вас возьмут авансом. Увы, стоянка для автомобилей только одна (у кордона), так что особо поспорить на сей счет не удалось…Ну, да ладно. Все-таки работники парка что-то делают, и то, что кругом отсутствуют свалки мусора и окрестности не засраны - это их заслуга.
 

День второй.

Проснулись в 8 утра. Солнечно. С утра можем по достоинству оценить красоту Масельгского озера и заценить нашу стоянку.

озеро Масельгское

деревня Масельга стоянка на берегу Масельгского озераМасельга – это карельское название, означает "земляная гора". В конце XIX века в деревне Масельга было 14 дворов и около 100 жителей. Теперь деревни нет – осталось три-четыре дома, в двух из которых живут летом. На противоположном берегу виднеется Хижгора – она возвышается над Масельгским озером в виде лесистого холма. На этом холме находится деревянная церковь Александра Свирского, но туда мы сходим завтра. А сегодня наша цель – ансамбль Порженского погоста. Умываемся - к воде ведет деревянная лестница, что радует, так как тропинки после проливных дождей очень скользкие. Ступеньки приводят на деревянную террасу с перилами и спускаются ниже к песчаному пляжу. Песочек беленький – так что было бы отличное место для купания, но тут же висит большой щит – купаться запрещено (!?). Завтрак снова готовим на горелке – желания возиться с костром нет, и в 10 утра начинаем движение в сторону Порженского. До него 16 километров в один конец + 16 километров обратный путь. В общем, полный ходовой день. В связи с постоянными дождями последние пару недель, принимаем решение идти в резиновых сапогах. До дер. Думино транскенозерская тропа представляет собой разбитую заболоченную тракторную дорогу. Эти первые 7 километров проходим их за 1 час 40 мин. Жарко. В лесу довольно много комаров и мошки (но ожидали гораздо больше!!!) Также много грибов и земляники вдоль дороги. Радуюсь собственной предусмотрительности - без резиновых сапог нам пришлось бы не сладко. Последние километры до дер. Думино дорога идет вдоль озера Долгого.

озеро Долгое

"святая" роща у дер. Думино дер. Думино На берегу озера (в северной его части) находится небольшой домик (на двери замок) – по-видимому, гостевой дом парка, тут же дрова под навесом, туалет типа сортир без двери и мостки на озере. Сама же деревня Думино отсюда не видна. Она расположена на выше на холме. Место выбрано оченб удачно - деревню окружают аж целых три озера: Черное, Долгое и Лобозеро. И деревня, и "святая" роща близ неё смотрятся очень живописно. Вообще, "святые" рощи – это феномен национального парка, одна из древнейших форм заповедности в России. Рощи эти являются объектом особого отношения и почитания местных жителей. Всего на территории парка насчитывается более 40 "святых" рощ.указатель на Порженский погост

тропа на Порженский погост После Думино дорога на Порженское плавно переходит в тропу. Пропустить начало тропы невозможно – на входе в деревню стоит указатель. Через наиболее заболоченные места проложены гати или переброшены мостики с перилами. Примерно посередине между Думино и Порженским, метрах в четырехстах за ручьем, проходим мимо оборудованной стоянки. Возможно, зимой здесь и можно остановиться, а летом вряд-ли - рядом болото, много комаров, до ручья далеко, да и место под палатку придется искать.

К Порженскому вышли около 14-ти часов. Здесь тропа после заболоченного леса выбегает на открытое поле, сразу появляется ветерок и становится легче дышать. "Святая" роща на вершине холма видна издалека, но сам погост пока не видать - он скрыт за высокими деревьями. Продолжаем двигаться по тропе...а вот и он. Сбрасываю рюкзак и сажусь на крыльцо у "Святых" врат. Нет, не зря мы четыре часа добирались сюда. Это действительно что-то. Сколько раз я рассматривал в сети фотографии этого места, и вот теперь, наконец, увидел его живьем.

На примере Порженского погоста становится особенно ясно, что истинные шедевры нельзя выдергивать из их природного окружения. Будучи перевезенным куда-нибудь, скажем в Кижи, ансамбль Порженского погоста неизбежно утратил бы свое колдовское очарование. Здесь архитектура, природа и географическое расположение дают в сумме столь сильный эффект, что поставить что-либо на Севере в один ряд с Порженским погостом практически невозможно. [Источник]

Ну, что сказать - можно только полностью согласиться с этим утверждением. Энергетика тут действительно сумасшедшая, и я (и супруга тоже) получили несказанное удовольствие от посещения сего места.

Но вернемся к ансамблю Порженского погоста. Когда-то давно Порженское было оживленным селом, но сейчас от него осталось лишь несколько пустующих домов (в одном из них на стенах сохранились обрывки газет 1937-го года издания). Ансамбль погоста расположен на окраине села, на вершине невысокого холма в центре небольшого поля, ограниченного с трех сторон лесом, а с четвертой – Порженским озером. Окружающие его со всех сторон леса подчеркивают обособленность и замкнутость этого небольшого забытого мира.

Порженский погост Порженский погост Порженский погост

Порженский погост. Георгиевская церковь. Звонница Порженский погост. Георгиевская церковь Сам погост представляет собой комплекс деревянных культовых сооружений XVII-го века за невысокой местами разрушенной деревянной оградой с калиткой и башенками. Георгиевская (по другим данным Ильинская) церковь построена в XVII веке и относится к клетскому типу. Стройный квадратный в плане четверик завершен крутой двускатной крышей, которую увенчивает покрытая лемехом главка с крестом. Трапезная с небольшой шатровой звонницей над сенями пристроена в XVIII веке. Ограда погоста (1789 г.) – бревенчатая под двускатным навесом, по углам и на входе украшена живописными башенками, крытыми шатровыми тесовыми кровлями. Посреди южного прясла устроены "Святые" двусрубные ворота, которые венчает шатер с крестом. За оградой погоста, в северной его части, произрастает группа елей и лиственниц. Выросшие до внушительной высоты, эти деревья значительно превосходят своими размерами церковь с колокольней и в настоящее время представляют собой очень эффектный фон для последних. Церковь, ограда, высокие старые деревья составляют единое целое. Все это прекрасно увязано между собой по масштабу и может вызвать только восхищение.

Порженский погост. Георгиевская церковь. Звонница Порженский погост. Георгиевская церковь Порженский погост. Георгиевская церковь. Вид с севера

Место действительно очень красивое. К тому же, нам еще очень на берегу Порженского озераповезло с погодой. ансамбль Порженского погостаБыло солнечно и тепло, с озера дул небольшой ветерок. Все это располагало к созерцанию этого удивительного по восприятию памятника. Очень печально, но памятник продолжает разрушаться. Правда, есть надежда, что он не рухнет в ближайшее время и дождется реставрационных работ, которые могут начаться уже в самое ближайшее время (как бы даже не в следующем 2008-ом году). На колокольню Георгиевской церкви нам забраться не удалось – на двери висел замок. Посидев немного на крыльце у "Святых" врат, по тропе спустились к озеру. Здесь есть хорошая стоянка с дровами и баней. Около бани поставлен стол, где мы и устроили обед. Ноги отмачивали в озере (все же в резиновых сапогах идти нелегко). Отсюда, от озера, ансамбль Порженского погоста смотрится не менее величественно.

В обратный путь двинулись около 16-ть часов. По пути встретили группу школьников – человек тридцать. Не доходя до деревни Думино, начался дождь. Сначала небольшой, он временами переходил в ливень. Дождь продолжался почти 3 часа и закончился только по прибытии в лагерь. Так что вымокли мы основательно, к тому же замёрзли. Согрелись, забравшись в машину и включив печку на полную мощность. Вечером развели костер.
 

День третий.

церковь Александра Свирского на Хижгоре церковь Александра Свирского на ХижгореПроснулись снова около восьми утра. Погода отличная. Умываемся, завтракаем, сворачиваем лагерь и около 10 утра совершаем небольшую вылазку в направлении Хижгоры, которая является самой высокой точкой округи. Одновременно с нами в этом же направлении вышла группа питерцев в количестве 5 человек вместе с экскурсоводом. Так что решаем сесть им на хвост. Дорога на Хижгору идет вдоль северного берега озера. Затем направо вверх по склону - набитая тропа. По пути проходим через кладбище, образованное здесь в районе 1939 года. Еще немного вверх и вот в разрыве крон появляется деревянная церковь Александра Свирского (XIX век).

Архитектура церкви уже далека от традиций древнерусского зодчества и воспроизводит формы городских каменных церквей. Тем не менее, церковь смотрится очень хорошо. Построена она по традиционным канонам: клеть с симпатичными пятью главками и прирубленной пятигранной алтарной пристройкой, стройная колокольня главка церкви Александра Свирского на Хижгоренад папертью храма, вплотную примыкающая к самому храму (трапезной нет) вид на дер. Гужово с колокольни церкви Александра Свирского на Хижгорес высоким четырехгранным шпилем и крестом на конце. Внутри церкви, увы, ничего интересного. Поднялись на колокольню. Оттуда открывается отличный вид на Масельгское озеро и деревню Гужово. Говорят, что лес на Хижгоре появился сравнительно недавно и еще лет пятьдесят тому назад с церковной колокольни можно было видеть «33 озера и святую рощу в Думино». Но и сейчас вид очень даже неплох. Церковь, судя по всему, недавно была отреставрирована, хотя дерево уже потемнело. Запомнилась табличка на стене храма – обращение к русичам (заметьте, не россиянам!) уважать традиции и не осквернять храмы (точный текст забыл, но неполиткорректное обращение запомнилось – мы ведь действительно русичи!). Интересна история основания и строительства церкви.

В дославянские времена здесь, вероятно, было языческое святилище, ибо "hiisi" в финно-угорских языках означает злого духа, лешего, языческое жертвенное место. Пришедшие славяне освятили место старого мольбища Крестом. А в середине XIX века крестьяне близлежащих деревень, после длительных хлопот, возвели на сем месте деревянную церковь, при этом они "не жалали" строить ее ни в каком другом месте и считали все препятствия на пути к своей цели "совершенно не затруднительными". Церковь освятили в 1871 году. Храм строил местный (колодозерский) крестьянин Максим Шилов по утвержденному в Консистории плану. Конечно, мастер, которого в документах называли подрядчиком, работал не один, а с артелью. Но именно он наполнил присланный "нормальный" чертеж жизненными соками, осуществляя на практике замысел о церкви всего крестьянского мира. Руководствуясь неким негласным, если можно так выразиться, "церковностроительным" каноном, Максим Шилов строил храм по своему разумению и принимал чертеж, так сказать, "за основу", в общих чертах и в основных характеристиках. Он создал сооружение, вобравшее в себя классицизированные черты тогдашней городской архитектуры и одновременно связанное с возводившей его округой прочными узами многовековых традиций северного народного зодчества. Доказательства тому зафиксированы в рапорте гражданского инженера, описавшего отступления от заданного проекта: пятиглавие вместо предполагавшегося одноглавия, наружное крыльцо вместо внутреннего (для увеличения вместимости паперти), по четыре простых окна на каждой из боковых стен вместо по одному "венецианскому" и, самое главное, устройство колокольни вместо размещения колоколов во фронтоне. Несомненно, что эти нововведения, как сдержанно заметил гражданский инженер, осматривавший храм, "нисколько не искажают вида церкви", а на самом деле значительно повышают выразительность ее внешнего облика, корневую связанность с народными строительными традициями и слитность со всей окружающей природной и духовной обстановкой. По завершении строительства мастер поднялся к кресту (жители говорят "встал на крест"), поклонился на все четыре стороны и, как знаменитый Нестор из Кижей, забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей [5].

Под Хижгорой влево от основной дороги отходит тропа, ведущая к берегу озера. Здесь в лесу находится деревенское кладбище, назывемое "Плакида". Возникло оно в 1918-19 годах, в те же годы здесь появилась маленькая церковь Казанской Божьей Матери (не сохранилась). Не прошло и двадцати лет, как церковь и кладбище закрыли (в 1934 году), и кладбище перенесли на Хижгору. В церкви устроили школу, а в конце 1950-х годов церковь разобрали. На кладбище мы зашли, но ничего особо интересного там сейчас нет.

водораздел между Балтийским и Беломорским бассейнами ЛекшмозероВозвращаемся назад, загружаем авто и едем в сторону Лекшмозера. Дорога проходит по водоразделу между Балтийским и Беломорским бассейнами. Водораздел имеет вид природной гряды, разделяющей два разноуровневых озера – Масельгское и Вильно. Высота гряды от 3 до 10 метров, длина межозерной части – 2 км. На дороге, идущей по вершине гряды, установлен памятный знак.

Петропавловская церковь на берегу Лекшмозера (1829 г.)Приезжаем в Морщихинскую (прежнее название – Лекшмозеро) – это самая большая деревня на Лекшмозере. Здесь находится контора Парка, гостиница и частные дома, сдаваемые под жилье туристам, большая школа, магазины со всем необходимым. На берегу озера, на месте, где по легенде из озера выплыла икона первоверховных апостолов, стоит каменная церковь Петра и Павла. Церковь построена в 1829 г. взамен деревянного, видимо, шатрового храма, первые датированные сведения о котором относятся к концу XVI века. В 1823 году древняя церковь сгорела, и жители вскоре построили новую – каменную, в классических традициях, с большим куполом и четырьмя маленькими главками по углам, с увенчанной шпилем колокольней и со скромным четырехколонным портиком при входе (сейчас сильно разрушен). Строилась церковь, по-видимому, по типовому проекту, присланному из епархиального центра, но, как было обычным тогда, радением и преимущественно на средства местных крестьян. Сегодня церковь находится в процессе вялотекущей реставрации.

Покрово-Власьевская церковь в Лядинах (1761 г.) ансамбль Лядинского погостаПокидаем Морщихинскую и по грунтовой дороге выезжаем на Каргопольский тракт. Следующая наша цель – ансамбль Лядинского погоста. Лядины (деревня Гавриловская) — это село в 35 км западнее Каргополя на Пудожском тракте. Кстати, в самом селе дорога выложена из бетонных плит. В Лядинах находится один из четырех дошедших до наших дней тройных деревянных ансамблей — две церкви и колокольня (остальные три находятся в Нëноксе, Малошуйке, и, самый известный, в Кижах). Ансамбль состоит из необычной двенадцатиглавой зимней Богоявленской церкви (1793 г.), шатровой двухэтажной летней Покрово-Власьевской церкви (1761 г.) (по другим данным 1743 г.) и шатровой колокольни (1820 г.).
 

Покрово-Власьевская церковь в Лядинах (1761 г.) шатровая колокольня Лядинского погоста (1820 г.) Покрово-Власьевская церковь в Лядинах (1761 г.) Покрово-Власьевская церковь в Лядинах (1761 г.)

деревянные качели-лодка в ЛядинахК сожалению, увидеть ансамбль во всей своей красе нам не довелось. Богоявленская церковь в настоящее время полностью разобрана, идут реставрационные работы. Что касается Покрово-Власьевской церкви – то это традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной, правда, очень большой по размеру. В XIX веке стены церкви были обшиты досками, сделано новое крыльцо. В начале того же XIX века рядом с церковью была построена шатровая колокольня. Около церкви мы покатались на деревянных качелях-лодке, Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге (1655 г.)которые очень гармонично дополняют ансамбль. В целом, от посещения Лядинского погоста остался привкус разочарования. Ну не хватает здесь сейчас многоглавой Богоявленской церкви! То что ее восстановят методом переборки - это, конечно, хорошо. Но сейчас без нее ансамбль выглядит куцевато и потерял большую часть своей привлекательности. Так что, по крайней мере на сегодняшний день, сравнение ансамбля Лядинского погоста с Кижским просто неуместно. А специально ехать сюда, чтобы посмотреть на Покрово-Власьевскую церковь с колокольней? Они того не стоят. Интерес представлял именно тройной ансамбль.

Следующая точка - Красная Ляга. Поворот на Кучепялду в селе Печниково (Ватамановская) и далее 5 км по плохой (мягко сказано) грунтовке. Церковь видна с дороги справа. Сретено-Михайловская церковь, датируемая 1655 годом, по праву может считаться самой красивой деревянной церковью Каргополья! Стоит посреди поля (от деревни не осталось и следа – вроде как раньше было озеро, но потом вода ушла), несёт на себе кучу архитектурных выкрутасов и покоряет именно выдумкой строителей. Церковь шатровая, в основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. Сегодня церковь не действует и полузаброшена, крест на обитой железом главке почти упал, окна и двери заколочены, но внизу двери есть лаз и можно проникнуть внутрь.

Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге (1655 г.) Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге (1655 г.) Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Крыльцо Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Окно

Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Карниз Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Окно Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. Алтарный прируб

Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге. ИконостасУвы, там все в полуразрушенном состоянии, сохранились лишь остатки рам бывшего иконостаса. А вообще, Сретено-Михайловская церковь произвела на меня не меньшее впечатление, чем ансамбль Порженского погоста. Здесь мы опять столкиваемся с тем же явлением - полным единением храма и окружающей природы.

Малость запачкались..От дороги Пудож-Каргополь до церкви всего-то 5 километров, но дорога….пробивались около 20 минут. Очень много грязи и глубоких луж. Даже закралось сомнение, что сможем проехать. Хотя, наверное, нам просто не повезло - в тот момент, когда мы там были, активно проводился ремонт дороги. Ремонт заключался в засыпании огромных луж песком с камнями и разравнивании всего этого трактором. От этого глубокие лужи превращались в глубокие грязевые ванны – проехать удалось только на понижайке и с блокировкой дифференциала – несколько раз цапанули большие камни защитой. Когда подъехали к церкви, машина была полностью (по крышу) перепачкана грязью. Машину мы оставили метров за двести до церкви, хотя можно подъехать и прямо к церкви – видны колеи разворачивающихся машин. Но, полагаю, что подъехав вплотную к церкви мы бы нарушили хрупкую гармонию между храмо и его окружением. Отмывали нашу шниву уже в Ватамановской – около поворота есть колонка с водой. Здесь же у поворота и пообедали в придорожном кафе – крайне рекомендуем. Обед на двоих (тарелка вкусного борща, по три блина с маслом, чай, хлеб, сок) обошелся в 92 (!!!) рубля на двоих. И при этом все было вкусно.
 

Литература.

[1] А.Б. Бодэ. Поэзия Русского севера. Иллюстрированный обзор существующих памятников деревянного культового зодчества. М.: Эдиториал УРСС, 2002. -216 с., илл.

[2] А. Рыбаков. Устюжна. Череповец. Вытегра. Ленинград: Искусство, 1981.

[3] Материалы сайта www.kenozerje.by.ru

[4] Материалы сайта www.towns.ru

[5] Г.Н.Мелехова. Церкви Лекшмозерья. Электронная библиотека сайта www.kargopol.ru

[6] Пигин А.В. Тема "Святые Древней Руси" в вузовском курсе "Русская духовная культура" (на материале сказаний о святом Александре Ошевенском). Электронная библиотека на сервере Вологодской областной универсальной научной библиотеки http://www.booksite.ru/on_line.htm

[7] Пигин А.В. Народный культ Александра Ошевенского в Каргополье. ("Живая старина" №4, 1998).

[8] Гунн Г.П. Каргопольский озерный край. М: Искусство, 1984.

[9] Материалы сайта "Дорогами русского Севера" www.dorogami.ru

[10] А. Слёзкин. Сольвычегодск и окрестности. М.: АСТ: Астрель, 2006 (серия "Великие места России").

[11] Автодорожные атласы России. Архангельская область, Ненецкий автономный округ". СПб, ФГУП "Аэрогеодезия", 2004

[12] РусАрх. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры www.rusarch.ru

[13] Электронная библиотека на сервере Вологодской областной универсальной научной библиотеки http://www.booksite.ru/on_line.htm

[14] А. Г. Хропов, Е. Р. Стамбулян. Русский Север. Архангельская область. Вологодская область. Серия: Библиотека "Вокруг света". Издательство: Вокруг света, 2005 г., 168 стр.

[15] И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники русского севера (электронная библиотека сайта http://www.nordicdreams.net.ru))

[16] И. В. Купцов. Род Строгановых. Челябинск: Изд-во "Каменный пояс", 2005., 224 с., ил.

[17] Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983.

[18] История старого Сольвычегодска, на сайте поселка Вычегодский (http://vkcity.narod.ru)

[19] В Носкова. Сталин дважды побывал в Сольвычегодске. Архангельская областная газета "Правда Севера», выпуск от 09.04.2003 (www.pravdasevera.ru)

[20] Историко-биографический Интернет-Портал ХРОНОС (http://www.hrono.ru)

[21] В. Соколов. Вологда. История строительства и благоустройства города. Архангельск. Сев.-Зап. книжное издательство. 1977 г.

[22] С. Загацкий. Палтога: стертая земля http://www.regrus.info/anounces/16/77.html.

 

Часть 1 * Далее

 
< путешествия < главная * гостевая


2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)


Rambler's Top100