ПитерСелдон.ру

 
Селдон :)

 < путешествия < главная * гостевая

Березайка-Мста - май 1994-го года
(попытка реконструкции событий)

 

Участники:

Сорокин Сергей
Сорокина Светлана
Алейников Юрий
Попов Виталий
Павленко Василий
 

Суда:

Салют-3
ПСН-6

 

Сроки:

29.04 - 04.05.1994

 

! На этой странице фотографии большого размера открываются в новом окне

Идея попробовать свои силы на этом весьма популярном для водников маршруте возникла как всегда спонтанно. Хотя опыт водных походов был не то чтобы большой: сплавлялись по р. Лемовжа, р. Вруда и р. Лидь. На двух последних были в предыдущем (1993-ем) году. Светлана принимала участие в майских водных походах впервые...
Маршрут мы представляли себе только в общих чертах - была информация об интересном порожистом участке в районе Боровичей, известен пункт начала марщрута - ст. Березайка, пункт выброски - г. Боровичи, да и в общем все. Еще у нас была карта 2-х километровка. Никакого специального снаряжения у нас, естественно, тогда не было. В смысле ни касок, ни спасжилетов, ни фартука на байду. Да и техническое состояние плавсредств было, мягко говоря, не очень. Плот с многочисленными заплатами, правда, вроде как без течей, да древний Салют-3 в "удовлетворительном" состоянии, купленный в прошлом (1993-ем) году за весьма скромные деньги - вместо одного фальш-борта приспособлена старая лыжа, шкура начинает рваться при резких движениях, так что собирать байду приходилось весьма осторожно. Носил этот "ублюдок" гордое имя "Гламбаерус". Ну что тут скажешь - как вы лодку назовете, так она и поплывет. Через год в 1995-ом земной путь сей "яхты" (наверное, правильнее сказать - водный) завершился на реке Лидь и на смену "Гламбаерусу" пришел уже новенький Таймень-2.

Итак, 29.04.1994-го уезжали с Московского вокзала последней электричкой до Малой Вишеры. Добираться решили "на собаках" по причине крайне скромных финансовых возможностей. Расчет себя оправдал - до ст. Березайка доехали вообще бесплатно, обратно пришлось купить билеты только на подкидыш Боровичи-Угловка. К сожалению, вариант "на собаках" содержал в себе и отрицательный момент - ночевку на вокзале в Малой Вишере в ожидании электрички Малая Вишера-Окуловка-Бологое. Так что пришлось около четырех часов тусоваться на платформе. Расстелили полиэтилен, на него бросили пенки и спальники. Милиция в то время была весьма лояльна и никто нам спать прямо на платформе не мешал и дубинками не бил. А теперь в "демократической" России нам наверняка припаяли бы какое-нибудь нарушение общественного порядка.

Между 7-мью и 8-мью часами утра 30-го апреля выгрузились на станции Березайка. Сготовили чаек, собрали "Гламбаерус", надули ПСН и пошли по извилистой реке вниз по течению. Довольно зябко и ветрено. До первого заметного ориентира (оз. Пирос) порядка 40 км - не близко. Но река в обычном ее понимании скоро закончилась и мы выплыли на настоящее "поле".
Половодье, однако...

В этом месте Березайка течёт по большим заливным лугам, закладывая огромные петли по своей широкой долине. Русло просматривается слабо, всё вокруг залито водою, течения почти нет. К тому же встречный ветер. Принимаем решение тянуть плот на буксире. Периодически меняем экипаж байды, так как грести против ветра, да еще и плот тянуть не очень-то легко.

Все же в какой-то момент луга закончились и началась лесистая местность. Река продолжала петлять. Уже скоро вечер, а где идем непонятно. Виталий с Василием ушли далеко вперед, а я (Сергей), Света и Юра продолжали свой путь на ПСНе. Утомительную греблю прервал клич с берега с предложением выпить коньячку и встать на стоянку. Подгребли к берегу. И действительно, наливают рюмку коньяку. На наши недоуменные взгляды следует потрясающий в своей простоте ответ: оказывается у ребят тоже ПСН, как и у нас, и к тому же наш "Петя" - первый увиденный ими за день. Аргумент, однако.

С радостью соглашаемся на совместную стоянку - проблема дров уже решена, костер горит. Вскоре появились и Виталий с Василием - не дождавшись нас, они поплыли обратно вверх по течению. Вечер провели хорошо. У ребят была гитара, так что попели песни. Ребята рассказали нам, что в каком-то году умудрились на плоту перевернуться при прохождении порога "Лестница", но заверили нас, что сделать это было не так просто.

На следующий день озеро Пирос (оказалось, что не дошли до него всего пару километров) встретило нас свежим боковым ветром. Хорошо хоть льда не было - как мы узнали позже бывает на майские и такое. Но все равно сильно мерзнут руки. Из-за ветра и большой парусности плота снова тянули его на буксире.
Озеро Пирос - большое озеро ледникового происхождения с глубинами до десяти метров. Березайка протекает через юго-восточный залив озера почти по самому его краю, многокилометровые озёрные просторы остаются слева от нас. Прямо по курсу село Рютино, стоящее недалеко от воды в том месте, где Березайка вытекает из озера - хороший ориентир.

Эх, все-таки память весьма избирательная штука. Вот и сейчас - читаю, что на выходе Березайки из озера находится плотина, но вспомнить ее никак не могу. Зато хорошо запомнился мост, по-видимому, в дер. Любитово.

На этом участке - от Рютино до Березовского Рядка - Березайка течет довольно живенько. Тем не менее, скорость плота остается для нас лимитирующим фактором. Во второй половине дня Сергей и Василий вырвались на байдарке вперед искать стоянку и ставить лагерь. Относительно приличное место нашли часам к восьми вечера, заготовили дрова, разожгли костер. Плот пришел только к полуночи. Экипаж освещал себе путь фонариком. Мы их встретили возле наплавного моста недалеко от места нашей стоянки. Где находимся - точно не понятно, но недалеко от впадения Березайки во Мсту. Утром сушимся у костра.

На следующий день продолжили плыть по Березайке. Долго ли, коротко ли, но наконец Березайка закончилась. Мста, по полноводности ненамного превосходящая Березайку, после слияния с ней расширяется до 50-60 м. На участке до впадения Увери река спокойна, невысокие берега поросли лугами или перелесками.

На широкой реке со слабым течением байдарка намного быстрее плота, и потому и весьма продолжительны периоды ожидания. Но по Мсте плот уже шел самостоятельно - без буксира. Встали на ночевку где-то в районе Жадино.

Утро 3-го мая. Сегодня кульминационный день - мы должны пройти Боровичские пороги. От Жадино до Опеченского Посада течение быстрое. Наконец-то река стала оптимальна для плота. Уже можно не грести, а только слегка подруливать. Основные пороги начинаются после Опеченского Посада.

Здесь Мста, встретив твердые породы, пропиливает в них русло с крутыми, а кое-где и с отвесными скалистыми берегами. Местами плиты из известняков и доломитов перегораживают реку во всю ее 150-метровую ширину, и она скачет со ступеньки на ступеньку метровыми прыжками. В половодье скорость течения достигает 20 км/час. В высокую воду главные препятствия этой группы порогов - крутые валы 1-1,5 м, а во время сильного половодья высота валов на Большом пороге достигает 2-2,5 м.

Трудно сказать, большая ли вода была в 1994-ом, но все же, по-видимому, выше средней. По крайней мере лодки на "Лестнице" трещали как орешки...

Малый порог начинается у одноименной деревни, в 3 км от Опеченского Посада. Мы проскочили его и Большой порог с ходу, держась то середины реки, то ближе к правому берегу. В байдарке шли Василий с Сергеем, а Света, Виталий и Юра на ПСН-е. Было очень весело качаться на волнах. Василий, сидевший первым номером, стремился направить лодку в самые крупные валы. Удивительно, но воды почти не начерпали. Наверное потому, что пронзали буруны на большой скорости. Где-то в районе выхода подземного русла Поноретки зачалились на правом берегу.

Походили, поспрашали народ. Выяснили, что впереди весьма сложное препятствие - порог "Лестница". Уже позже мы узнали, что его можно пройти, держась левого берега. Нам же народ во избежание проблем посоветовал идти не по главной протоке, а по правой, что мы в конечном счете и сделали.

В конце деревни Ровное русло реки делится на три протоки двумя узкими островами, заросшими осокорем - редким для этих мест деревом. Левая протока наиболее широкая - около 50 м. Вначале ее один из наиболее красивых на Мсте порогов. Русло почти целиком перекрывается дугообразной плитой. Вода ровным слоем падает с высоты 1,5 м, а потом вздымается белым кружевным валом. За первой плитой по правому берегу на расстоянии 10-15 м следует вторая. Она перегораживает протоку больше чем на половину. Высота падения и вал примерно такие же, как и у первой. Плиты не доходят до левого берега, и вдоль него можно пройти без затруднений. Средняя протока наиболее узкая, в конце ее в воде много камней. В правой протоке островок с отмелями по бокам, имеется несколько небольших плит. Пройти по ней в большую воду несложно.

Все оказалось именно так - затруднений при прохождении правой протоки мы не испытали. Остановившись как раз перед ней решили снять прохождение "Лестницы" плотом. Именно тут на наших глазах и разыгралась драма.
Нам повезло, что народу на Мсте на майские как на Невском. И не просто народ, а многие с опытом проведения спасательных работ. Правда и просто зевак хватает. На фото слева тоже видно, что на левом берегу собралось достаточно много зрителей. А посмотреть было на что. Сплошной цирк, настоящее "Маппет-шоу". И в данный конкрентный момент мы в качестве шоуменов...

Сейчас трудно сказать, что в конечном счете послужило причиной описываемых событий. Вроде как ничего сложного для плота - пройти по центру и прыгнуть с плиты. Такая бочка ему совсем не страшна.

Но какие-то сомнения у ребят, наверное, оставались и, вполне возможно, они слишком долго решали - идти по главной или по средней протоке. При скорости течения порядка 20-ти км/ч эти секунды нерешительности сделали свое черное дело. Плот на полном ходу врезался в остров. Точнее, в тот самый осокорь - деревья, растущие на острове. Плот поджало под ветки, он накренился, да так и остался в этом неустойчивом положении. Началась борьба за живучесть. Мы наблюдали с берега, как Виталий и Юра пытались веслами оттолкнуться от дерева, но при таком мощном течении это было бесполезно.

А крен продолжал увеличиваться - в плот поступала вода, перехлестывая через борта. Попытки выправить ситуацию продолжались минуты три-четыре, но вскоре уже не только нам, но и зрителям на другом берегу стало ясно, что закончится все или затоплением плота, или его переворотом. Судьбе было угодно выбрать второй вариант. Несколько неудачных прыжков экипажа ПСН и мы наблюдаем как плот сначала медленно переворачивается, а затем, немного подумав, начинает движение вверх дном по главной протоке. А впереди - плита с мощной бочкой.

Что с ребятами - нам не видно, но аж заболело сердце от нехороших предчуствий - вода холодна, ни касок, ни спасжилетов у них нет, а только куртки и резиновые сапоги, отнюдь не добавляющие плавучести. И неизвестно - сколько там еще впереди бурной воды.

Быстро запрыгнули в байдарку и стали грести в полную силу. За островом увидели наш плот на левом берегу. Не раздумывая, поплыли туда поперек течения - самое время было и нам кильнуться, но пронесло... Увидели на берегу Свету, трясущуюся от холода, потом Юрку. Вскоре появился и Виталий - его привезли ребята на кате. Уф!!! Все живы. Что же все-таки произошло?

Выяснилось, что в момент оверкиля плота Виталий успел зацепиться за дерево и далее как-то пробрался на остров, откуда его потом и сняли. Юрка остался в плоту, и так и прошел две ступеньки "Лестницы" находясь внутри плота. Потом он перебрался наверх, и там его уже зачалили ребята на кате. Удивительно, но рюкзаки не потеряли. Менее всего повезло Свете - она выпала из плота и в порог вошла вплавь. И смогла продержаться до тех пор, когда ее успели подхватить на кат-четверку. В общем, просто повезло. Ребята все видели и стартовали с берега в момент переворота плота, потому и успели. А мы были в тот момент далеко и при всем желании помочь бы не смогли....

Ну а дальше растирали Свету спиртом, отпаивали чаем. Сами приняли участие в спасательной операции. При этом задействовали наш ПСН. Народ на "Тайменях" тоже не сумел пройти "Лестницу" без потерь. Лодку просто сломало пополам и метров через 200 после порога она плавно затонула. Правда, близко от берега и на не очень большой глубине. Пришлось резать шкуру байдарки, чтобы достать рюкзаки, где у ребят находились все деньги и документы. Увы, поднять саму лодку было невозможно. После всего этого приняли решение прервать маршрут. И вроде как все самое сложное уже прошли, но, тем не менее, решили, что с нас хватит. В полукилометре вниз по течению перешли по мосту на правый берег, где тормознули ГАЗ-66. Хотя там народ сидел весьма плотненько, нас все же подвезли до Боровичей. Ночь провели на вокзале в тепле. Уехали утром на подкидыше до Угловки, где пересели на электричку. В Питере были уже ближе к обеду.

ЗЫ!     Может кто узнал себя и был участником или очевидцем описываемых событий? Ждем писем...

ЗЫ! ЗЫ!     Качество представленных здесь фотоматериалов, увы, оставляет желать лучшего. Помниться, что вроде как были даже цветные фотографии, но, увы, найти их пока не смогли.

Автор текста - Сергей Сорокин. Огромное спасибо всем участникам этого похода за помощь в восстановлении событий, случившихся в те майские праздники далекого 1994-го года.

 < путешествия < главная * гостевая


2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)


Rambler's Top100