ПитерСелдон.ру

< путешествия < главная * гостевая

Гора Воттоваара – 2008 год

12 июня

Посетив в прошлом году гору Воттоваару, наша команда очень хотела повторить путешествие. Притом, что прошлогоднее путешествие прошло с приключениями мистического толка. Поэтому в этом году мы опять собрались съездить в Карелию, и опять на июньские праздники. В этот раз получилось четыре выходных дня, поэтому кроме Воттоваары, мы запланировали посещение деревянных церквей и озера Пизанец (которого не достигли в прошлом году). Ну, собрались и собрались. Затарились продуктами: шашлыком, ну и естественно – коньяк, херес (как же на гору и без хереса :)), пиво в дорогу. И поехали.

часовня Рождества Пресвятой Богородицы в дер. МаньгаПоехали двумя машинами. Шнива – Сорокины Сергей и Марианна, Пасюта Слава и Таня, и «девятка» - Бусловские Максим и Рита. Выехали рано, примерно в 6 утра, чтобы успеть до пробок. Дальше по накатанной дорожке – кольцевая, Мурманское шоссе.  Ох уж это мне Мурманское шоссе – одно название – федеральная трасса. От города до Лодейного поля ничего – нормальное шоссе. А после – убийство сплошное. И так до границы с Карелией. Там дорога отличная. Остановились перекусить на нашей любимой стоянке. Далее едем до поселка Пряжа. Там кстати был ремонт дороги, но на Маньгу мы повернули без проблем. В поселке Маньга есть деревянная часовня Рождества богородицы примерно XVIII века.

Добро пожаловать в деревню КоккойлаЧасовенка смотрится замечательно на холме, возвышаясь над деревней. Внутрь нее мы не попали, но вот на колоколенку забрались. Вдоволь пофотографировав, двинулись в деревню Коккойла. Это рядом, но нужно ехать по грунтовой дороге. На въезде в деревню стоит щит с приглашением, а с обратной стороны с пожеланием счастливого пути.

Здесь находится часовня Варвары XIX века. Эта часовня замечательна тем, что главки у нее в виде шишек. Часовня поддерживается в отличном состоянии.

Варваринская часовня в дер. КоккойлаЗдесь служат службы. Мы зашли внутрь, оставили денежку на свечки. Забрались на колоколенку. Правда, пока мы фотографировали, пошел дождь. Ну, ничего страшного, дождик не сильный. Вернулись в Пряжу. Надо сказать, что дорога от грунтовки на Коккойлу до Пряжи – замечательная.  Некоторые вели себя на ней как «карельские гонсчеги». В Пряже немного зависли в связи с ремонтом, пропускали встречные машины. Примерно до поселка Матросы, шоссе практически срыли, поэтому ехали медленно. Дальше по шоссе двигались быстро, машин немного. До Петрозаводска дорога нормальная, но уж больно зигзагообразная. В Петрозаводск не поехали, а повернули в сторону Кондопоги. Шоссе узкое, ехали со скоростью потока. Приехали в город около 16 часов, и пошли искать, где бы поесть. Долго гуляли, нашли кафе «Кивач», которое работает как раз с 16 часов. Кафе частное с претензией на хороший стиль. Заказали себе еды. Легкая музычка играет. Часа за полтора справились с едой и поехали смотреть Успенскую церковь. Даже как-то сразу дорогу к ней нашли. Посещение церкви оказалось платным – 80 рублей с человека, поскольку мы не жители Карелии :) Да еще за фотики хотели денег собрать.

Успенская церковь в КондопогеНебо в Успенской церкви в Кондопоге

Церковь берегут, в Кижи не отдают. Восстанавливают внутри иконы, небо.

Правда, слегка церковь накренена в одну сторону. Церковь расположена на мысу вдающемся в Чупу-губу Онежского озера. Вид озера завораживающий.

Церковь расположена на мысу вдающемся в Чупу-губу Онежского озераУспенская церковь в Кондопоге. Крыльцо

Церковь конца XVIII века, бревна кое-где потрескались и в этих трещинах живут птицы-синицы. Это самая высокая деревянная церковь, около 42 метров в высоту.

Мы еще немного пофотографировали и поехали дальше. Обратно плутанули, но быстро сообразили. Далее по Мурманскому шоссе до Гирваса. Шоссе просто отличное, машин практически нет, поэтому гоним :)  В Гирвасе заправились. У нас были еще с собой две 20-литровые канистры, поэтому бензина должно хватить и на Воттоваару и на Пизанец. Дальше от Гирваса до Юстозера по асфальту (31 км). От  Юстозера до Поросозера – грейдер (60 км). Очень зигзагообразный. В одном месте был ремонт моста, но знаков не было – из-за поворота мы очень нехорошо вылетели на скорости 80 км/час. Хорошо Макс успел затормозить, А Серега-то хорошо защитой долбанулся и заглох. Далее ехали не больше 60 км/час :). Приехали в Поросозеро. В Поросозере асфальт. А прошлогоднее колесо убрали :). Немножко походили, а то застоялись кони в стойлах :). И понеслись далее по грейдеру до Гимол (32 км). Всю дорогу нас преследовал дождь, и на мурманке и здесь. Мы как-то все время шли наперерез тучам, и периодически въезжали в дождь. Но на грунтовке это только к лучшему, пыли практически не было. Прибыли в Гимолы.  Проехали через поселок по главной дороге и уперлись в дорогу на станцию. По идее нужно ехать направо, но прямо тоже дорога, причем недавнего происхождения. Решили двигаться по ней и выехали в некое подобие небольшого карьера. Поехали далее по грейдеру. Тут нам навстречу «восьмерка». Решили остановиться, спросить дорогу. Оказалось, что ребята тут уже некоторое время катаются, и ищут дорогу на Воттоваару. Решили искать вместе. Дорога эта оказалась свежеиспеченная, и, похоже, до карьера. Остановились поискать съезд на нашу дорогу. «Восьмерка», оказывается, ехала по нашему прошлогоднему описанию. Мы, конечно же, представились командой ПитерселдонРУ :). Съездов было два. Один дальний, перед поворотом на карьер – наш. Второй, ближний – видимо на Янгозеро. В результате вместо ныряния по болотным ручьям, мы ехали по новой дороге. Дальше на грунтовке было немного луж и ручей перед развилкой. Ручей переехали осторожно, по мостику и после развилки встали на нашу стоянку около 23 часов. Четверо молодых людей («восьмерка») встали с нами. Как оказалось шашлыка мы взяли от души, сами бы точно не съели :), осталось еще на утро при участии 10 человек вместо 6-ти, вот так. Ужинали мы уже в 1 час ночи, но было светло как днем – все-таки Карелия и белые ночи :). В 2 часа пошли спать – завтра Воттоваара!!!

13 июня

Встали не рано, часов в 9, позавтракали, собрали лагерь (на случай если останемся ночевать под Воттоваарой) и поехали по окружной дороге. Сначала грунтовка нормальная, примерно до вигвамов. У вигвамов остановились, поговорили с людьми, которые там стояли. Нам рассказали, что от нашей стоянки можно тоже доехать по окружной дороге до пути на Суккозеро. Посидели в вигвамах и поехали искать обелиск павшим партизанам на Смерть-горе. Это от вигвамов буквально метров 300 прямо. К обелиску идет лестница выложенная из плоских неотесанных камней.

Лестница. Смерть-гораСмерть-гораМонумент. Смерть-гора

Лестница впечатляющая, с площадками для отдыха (скамеечки). Наверху обелиск. Народ его часто посещает. Спустились вниз и поехали к горе, теперь нам нужно повернуть перед вигвамами направо и вброд через ручей. Брод все проехали замечательно. Дальше начинается каменистая дорога, но проходимая. Едем быстро, практически гоним. Далее с основной дороги нужно уйти налево, иначе уедешь в Суккозеро :). И тут-то уже камешки неслабые такие торчат. Едем осторожно. Сереге-то хорошо, он понижайку включил себе и карабкается. В одном месте неприятная горочка с плоским большим камнем и с поворотом.

В одном месте неприятная горочка с плоским большим камнем и с поворотомВ прошлом году «десятка» на нее раза с третьего заехала. Но мы ничего, как танки проперли. Наверное «девятки» с «восьмерками» покруче «десятки» будут :). Плутанули. А как же без этого? После нашей горочки через несколько метров налево нужно было ехать. За нами еще форд ехал, тоже плутанул :). Пришлось вернуться. Камни конечно немаленькие торчат, да еще так неприятно. Так медленно, но верно доехали до подножия Воттоваары. А там народу!!!! Палатка на палатке стоит. И питерские машины, и карельские! Ну и где тут стоять? Придется возвращаться потом на нашу стоянку. Собрали с собой рюкзачок. Херес туда положили :), как же без него на Воттоваару идти!!!  У наших новых знакомых был GPS. Макс еще потом отколол номер. Разговорился с одним и ребят и так по-простому говорит: «Нам повезло, что у вас есть GPS, а вам повезло, что у вас есть мы!» :)

Решили мы искать лестницу в небо. Прошлый-то раз ничего почти и не видели, кроме озер, да трегопункта.  Перешли болотце и начали на гору подниматься.

Нашли в лесу здоровенный расколотый камень. А мужикам только бы на камни лазать!Ну, естественно, решили воспользоваться GPS. Пользовали его долго :), пытались определить, на сколько секунд мы перемещаемся, и как это отражается :), Серега теорию развил про угловые минуты :), заслушаться можно. Нашли в лесу здоровенный расколотый камень. А мужикам только бы на камни лазать!

Ну долго ли коротко мы шли – спустились в болото, поднялись на горку. Вроде бы даже с направлением угадали. Опять спустились в болото, опять поднимаемся на горку, вдруг крики: «Нашли!» Действительно нашли!

Решили мы искать лестницу в небоЛестница в небеса. Воттоваара

Как будто кто-то вырубал в камне ступени. Поднимаешься по ступеням наверх, а там камень резко заканчивается, и точно кажется, что с него и прямо в небо. Особенно, если снизу смотреть на лестницу. Как могли использовать этот камень шаманы? Если они действительно здесь были. Как жертвенный камень? В этом месте мне лично показалось, что вокруг этого камня какая-то непонятная обстановка или аура что ли. Какое-то ощущение странное. Тишина.  Хотя вокруг куча народу тусит и глаголет.  И вообще Воттоваара  - странное место, птиц нет, эха нет, даже если громко разговаривать – разговоры приглушенные. Тишина!

ВоттоваараПосле лестницы пошли в сторону вершины. По пути на озере остановились перекусить. Сготовили отличный супчик! Некоторые попытались искупаться в озере. Но это проблематично, оно мелкое, все дно из камней разных размеров, вода леденющая. После обеда двинулись-таки на вершину. Шли не очень долго и вышли к камню, с которого в прошлом году прыгал Серега и подвернул ногу. С этого сейда открывается  замечательный вид. Я думаю, что сегодня Воттоваара к нам благосклонна, к лестнице вышли, этот камень могли и не найти легко, троп-то нет. Тропа идет возле этого камня, но его не видно издалека. Так что сегодня Воттоваара решила нам показать свои достопримечательности.

Шли не очень долго и вышли к камню, с которого в прошлом году прыгал Серега и подвернул ногу.Вид с северной вершины горы Воттоваара

Амфитеатр. ВоттоваараАмфитеатр. ВоттоваараПо тропе дошли до тригапункта. Встретили по пути группу народа, они нам посоветовали посмотреть бездонный колодец. А почему бы и нет? У тригапункта выпили херес и закусили его манго, во как! И херес в этот раз дожил нормально в рюкзаке, между прочим.  Двинулись дальше по тропе. Забрались на каменную гряду, немного прошли, а далее амфитеатр. Долина, огороженная вышедшими на поверхность скалами, в середине озерцо.

Бездонный колодец. ВоттоваараБездонный колодец. ВоттоваараСразу приходит мысль о землетрясении или падении метеорита. Кратер впечатляет своими размерами. Потихоньку обходим и его, поднявшиеся на поверхность, плиты потрескались, трещины попадаются в полметра шириной.

На южной стороне кратера находим бездонный колодец.

Он, конечно же, не бездонный, ребята промеряли глубину, опуская в него камень на веревке :). Колодец прямоугольный примерно 4х2 метра, плиты как будто разрезаны лазерным лучом, настолько ровные края. Мужики же, как дети – им бы только по камням здоровым полазать :).

Сейд. ВоттоваараПотом мы разбрелись кто куда, я поднялась наверх – нагромождение камней, горелый лес, угнетающая обстановка какая-то.

По пути фотографировали красиво отсвечивающие озера.Главное, что недалеко зашла, а голосов уже не слышно, хотя все наверх полезли. Пофотографировала и пошла обратно. На самом деле чуть не заблудилась, хорошо наши мужики тоже где-то здесь шарахались. Когда спустилась к колодцу, оказалось, сделала приличный такой круг, не заметила как…. Обратно пошли другой стороной амфитеатра. В этот раз до верховых озер не пошли, потому что было уже поздно.  По пути фотографировали красиво отсвечивающие озера.

По тропинке опять вышли к нашему камню (а в прошлом году не нашли его и плутали), и дальше спустились к палаточному лагерю. Добрые люди сказали нам, что есть еще рядом с тригапунктом болотистая долина с выложенным камнями кругом. Обязательно нужно будет посмотреть в будущем, если гору не разнесет окончательно, построенный недавно карьер.

Сели в машинки и поехали обратно на нашу стоянку. Обратно ехали медленнее, не хотелось цеплять камни брюхом.

14 июня

Проснуться хотели в 8 утра, но получилось только к 9-ти. Может вчера устали немного. Позавтракали. Наши новые знакомые собирались сегодня доехать до Питера и успеть на футбол. Мы посоветовали посетить Кивач и Маньгу. А мы держим путь на озеро Пизанец. Проводив ребят и собрав монатки, погрузились в машины и поехали нижней дорогой в Суккозеро. Дорога нормальная без бродов, есть несколько мостиков. В одном месте круто поднимается на горку, и здесь дорога очень каменистая. Через некоторое время вливаемся в основную дорогу на Суккозеро. Далее идет отличная грунтовка. Вышли погулять на мостике на слиянии двух озер – красота. Далее грунтовка до поселка Суккозеро (18 км). В самом поселке Серега умудрился проколоть где-то колесо. Поэтому были вынуждены остановиться и поменять его. Потратили примерно час. За это время народ сходил в местный магазин якобы за хлебом. Но до кучи принес и пива. Отправились дальше. Отличная грунтовка. Ехали-ехали по карте, считали повороты и отворотки. На одном из мостиков через болото так подскочили на кочке, что защитой сгребли песок, потом еще некоторое время тормозные колодки скрипели. В результате подумали, что заблудились и проехали свой поворот. Но как раз, когда мы остановились внимательно поглядеть карту, нас нагнала местная десятка, да еще и навстречу москвичи ехали. Мы их тормознули спросить дорогу. Оказалось, что мы правильно ехали. Местные мужики взялись нас проводить до очередной отвилки на озеро Пизанец. И проводили….На этой-то отворотке мы вобщем-то и влетели. Сначала до озера дорога – это нормальная грунтовка. Вопреки обещаниям мужиков дорога подходит к малому озеру, а не большому, как они утверждали. После мостика через речку, дорога каменистая, бровку мы просто косили защитой. Тут-то мы и подолбали капитально свою защиту об камни. Потом эта дорога вливается в ту, по которой мы хотели ехать изначально. Далее еще немного каменистой дороги, перелезли через песочный бугорок и далее на развилке увидели турик (проехали от Суккозера 28 км). «Это «жжжж» неспроста», подумали мы. Значит, здесь на берегу есть стоянка. Так озеро Пизанец. Вид со стоянкионо и получилось. озеро ПизанецСтоянка на мысу, хорошо продуваемая, с баней на берегу, и некоторым количеством сухих дров. Поставили палаточки, поели супчика и решили пройтись вдоль берега озера до скальных обрывов. Пройтись, это мягко сказано. Мы пошли гулять и забыли, что переезжали мостик через реку. Поэтому мы в нее и уперлись. Пришлось вернуться на дорогу. Шли-шли по дороге, и Серега толкнул идею, сгонять за машиной, а то чего это мы пешком гуляем. И Макс с Серегой отправились обратно в лагерь. А Слава, Марианна и я пошли дальше. Через некоторое время нас догнала шнива. Погрузились и поехали. Ехали мы недолго, потому как завязли в грязи. Так временами верхом, временами пешком добрались до лесозаготовки. Вот где леса-то тьма, и похоже брошено это все. Шнива очередной раз застряла и дальше решили идти пешком. Пошли и уперлись в болото. Естественно карту мы с собой не взяли, поэтому решили, что до озера очень далеко. Серега нас с Марианной забрал и мы поехали в лагерь. А Макс со Славой изъявили желание поискать-таки озеро.  Естественно сначала потолкали вдоволь шниву из грязи. Когда приехали в лагерь, все разбрелись кто спать, кто мыть машину :), а мужики в это время шарахались где-то по лесам-болотам вдоль озера. Они, конечно, вышли к озеру, но до южной оконечности не дошли, т.к. был уже вечер, были голодные, пора уже было возвращаться, да и берег был буреломно-заболоченный.

озеро Пизанецозеро Пизанецозеро Пизанец

озеро Пизанецозеро Пизанец. Закатозеро Пизанец. Закат

Меня же в палатке разбудили дикие крики, как будто кого-то режут, оказалось, что это прилетели два лебедя и было это лебединой песней :). Потом в районе 23 часов мы слышали крики «Селдон!» на берегу озера и Серега ответил на них. Мужики пришли в лагерь часам к 24.

Вот такой вот Пизанец приключился :)

15 июня

Встали рано, в 7 часов, поскольку сегодня должны были добраться до Питера. Собрали шмотки и поехали. Через песчаный бугорок шнива тянула девятку, с передним приводом по песку тяжело подняться. Далее по нашей любимой грунтовке пришлось ехать до моста через Волому (25 км). Через 10 км кусочек асфальта появился в поселке Паданы.

мост через Волому Дорога идет вдоль Сегозерского водохранилища

По пути нашли какой-то водопадикДорога идет вдоль Сегозерского водохранилища. По пути нашли какой-то водопадик.

А в Карельской Масельге  мы оторвали-таки защиту окончательно. В районе Медвежьегорска шоссе прорублено в горах, и местами едешь среди скалПришлось ее снять и ехать без нее. В Чебино (28 км от Паданов) начинается нормальный асфальт, и далее до Мурманского шоссе 10 км. В районе Медвежьегорска шоссе прорублено в горах, и местами едешь среди скал, исписанных разными надписями, типа «Здесь были Киса и Ося» :). При выезде на шоссе начался дождь и довольно сильный.

До Кивача доехали быстро. Заехали полюбоваться на водопад. В дождь, правда, сильно не налюбуешься (в прошлом году водопад Кивачбыла такая же погода), поэтому быстро пофоткали и свалили оттуда, потеряв час примерно.

Перед Петрозаводском заехали на заправку, там и пообедали соляночкой и мяском. Через полтора часа отправились дальше. 200 с лишним километров до Лодейного поля просвистели с ветерком, даже в Пряже повезло, нас первых пропустили. Дальше ехалось помедленнее,  хотя, учитывая позднее время, пробки в город не было. В Разметелево заправились, подсчитали баланс (банкиры блин) и рванули до дому. Славу с Таней высадили у метро «Гражданский пр.» уже ближе к полуночи. Вот так и покатались на выходных.

С Воттоваарой получилось классно, а вот с озером Пизанец получилось все как в названии озера. Но в целом поездкой все остались довольны.

Еще одну версию рассказа о нашем посещении горы Воттоваара и озера Пизанец можно увидеть здесь.

< путешествия < главная * гостевая

2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)