ПитерСелдон.ру

Селдон :)

< путешествия < главная * гостевая

Речка "ВОНЬГА", август 1996 года

"А теперь Горбатый, я сказал, Горбатый"
"Собакам Собачий порог!"
"- Эй, утка, посторонись, идут бешеные ночные байдарочники!"

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ НЕПУТЕВОГО ПУТЕШЕСТВИЯ

Оказалось нас четверо - Сорокины Сергей и Марианна и Бусловские Максим и Рита.

7.08.96г. мы тронулись в путь. До вокзала нас с Максом провожал наш приятель Сергей, которому пришлось нести байдарку, т.к. рюкзаки у нас были немаленькие, учитывая, что поход будет двухнедельный. На станции метро "Ладожская" пришлось провести военные действия при проходе в метро за 5 жетонов (тетка попалась то ли принципиальная, то ли дура), я проходила с рюкзаком, надетым верх тормашками :). На станции Маяковская, нашей байдаркой была разбита лампочка. Далее добрались без приключений. И вот товарищи отъезжающие сели в электричку на Волховстрой в 23.27. зачем-то купили билеты до Мги, контролеров в это время суток с огнем не сыщешь. В Волховстрой приехали в 2 часа ночи, в общем-то без приключений. В Волховстрое гасились-гасились, гасились-гасились аж до 6 утра, а зараза почтово-багажный поезд опоздал на целый час, и пришлось нам флуктуировать на платформе до 7 часов. И проводник оказался порядочная св...., сорвал с нас 150 тысяч за шмотье на четверых. Сели кое-как в поезд и сразу спать, и проплющили морды до обеда 08.08.96г.

0109.08.96г. наконец-то прибыли на станцию Энгозеро в 11 с копейками. Погода солнечная, легкий ветерок. Собрали Байды на ручье, который вытекает из Энгозера, перед этим стрельнув карту (ксеру) у группы из Питера (которые возвращались домой). У нас была с собой только двухкилометровка.
В 13.30 вышли, прошли три горбатых мостика, и вышли в озеро. Легкий ветерок нагнал волны. Волны были хорошие - заливали нос, ветер встречный. К 15 часам подошли к ближайшему берегу с пляжем, на коем позавтракали рисовой кашкой и искупались (освежились 15-градусной водичкой).

0204

Встретили тут же группу туристов из Архангельска (4 человека), которые тоже идут на Воньгу. У этих друзей мы пересняли карту р.Воньги и Энгозера (километровку и 500-метровку). В 17 часов мы с ними перекусили чаем со сгущенкой и в 19 вышли дальше.
В 21 час мы прошли остров Елманга и вышли к большому плесу, где и встали на стоянку около 22 часов на мысу у заливчика. Похоже, что в 22.30 будет ужин.

(Рита)

0610.08.96г. проснулись не рано - после 8 часов. С утра уже было жарко, и все действия по сбору лагеря были скованы некоторой ленивостью, так что вышли где-то в 12.30.
В 13.15 уже пересекли озеро Широкое (на местном диалекте), и вдоль острова Олений поплыли далее на запад. Жара морила и родилась блестящая неделя "понудить". Устроили два таких привада - напротив острова Лопарский и где-то у о.Песчаный.
07Во второй раз "нудение" сопровождалось смачным перекусом из компота-чая с морошкой и 09черникой, сушек, кураги, шоколада, рыбы, сухарей и бульона. В общем, от пуза, после чего попарно разошлись на соседние пляжи. Кто как "нудил" останется тайной, но полчаса пролетели незаметно.... И снова в путь. Было принято решение пройти за плотину в Пайозеро. Но слива в 30 см не оказалось. Только каких-то 5 см. Облом! Ну да ладно. Еще, наверное, будут на следующий день. С утра был небольшой дождь, а, в общем, погода хорошая. Удачи нам!

(Сергей)

11.08.96г. Выйдя около 11.15 взбодренные дождичком минут через 40-45 попали в Чогозеро, длинное и утомительное с низкими берегами. У московской группы, встреченной буквально на выходе из лагеря, узнали, что по Воньге к Чогозеру направилось немерянное количество групп. Попав через разрушенную плотину (идется в правый слив) в протоку о.Пильдозера, а затем, пройдя через эту протоку, очутились в верхнем о.Пильдозере. Плотинка продолжилась небольшой и совсем несложной шиверой, а на выходе в Пильдозеро, после озерного расширения и протоки у небольшого холма, прошли очень легенький порожек (струя очевидная, камни притоплены, высокая вода).
14Вышли в Пильдозеро, и нас разморило окончательно. Пристав к маленькому острову, решили перекусить (около 15 часов). И тут нас накрыла мощная гроза, которую мы пережидали на берегу под полиэтиленом. 15Ненастье разгулялось на славу. Дождь хлестал знатный, от ветра и дождя прибрежный тростник совсем прижало к воде. Но гроза быстро миновала, и мы двинулись дальше (в 16.30), встречая на своем пути рыбаков. Перейдя в нижнее Пильдозеро под западным мостом, мы наблюдали чудное цветенье кувшинок, ими была устлана небольшая заводь за мостом.
Выплыв из-под моста решено было посетить порог на впадении речки Верхней Куземки. Осмотрев порог, мы прошлись по старой лесовозной дороге, собрав немногочисленные грибы к ужину. Дойдя до мыса, на середине озера, решили на нем встать в районе 19 часов.

(Марианна)

1712.08.96г. Подъем в 9 с копейками. У меня 16насморк и жуткое состояние. Позавтракали классной рисовой кашкой и отправились далее в 12.45. По озеру Пильдозеру дошли до протоки к 13.35. Сразу перекат (никаких проблем). Затем у разрушенного моста пособирали грибы по лесовозной дороге. Потом прошли еще два маленьких переката (во втором слив чуть посильнее). И немного не дойдя до Синдамозера, встали на перекус в 15 часов. Перекусили мы знатно, и пошли в Синдамозеро где-то в 16 часов.
На Синдамозере подошли к волоку в Мурамозеро к 18 часам почему-то в одиночестве, 19т.к. второй экипаж решил "понудить" на противоположном берегу. Мы быстренько волокнулись сами, а потом соизволили приплыть компаньоны, и Максу пришлось им помогать. Поэтому только в 19.45 вышли в Мурамозеро искать стоянку. В 20 часов встали на стоянку на мысу острова на пляже. Место нам очень понравилось.
Это оказались два острова связанные каменной грядой, в середине которой есть проход для одной байдарки. И пляж находится немного в стороне от маршрутов. При заготовке дров, топор приказал долго жить, пилы у нас не было с собой вовсе, поэтому дрова пришлось колоть по "методу Петрова".

2123

24Поужинали, поиграли на гитаре и отбились в 23.30.
На Синдамозере мы вошли в длинный залив и там практически сразу виден пляж на волоке и фига (в смысле дерево), увешанная прибамбасами. На дереве мы ничего оставлять не стали.

13.08.96г
. Подъем в 10 часов. Вышли в 12.20, позавтракав и освежившись в озере.

2526

Пошли по озеру вдоль правого берега. Проход в протоку за мысом направо. Здесь собственно и начинается речка. Сразу за поворотом затопленный перекат. Потом метров через 200 порожек (типа II к.с.) Проходится несложно, сначала вход в главную струю под левым берегом, потом в центр и обойти слева от большого обливного камня. 28Мы с Максом не поняли друг друга при маневре и сели левым бортом как раз на этот обливняк.
Хорошо сиделось, но благополучно слезли. Потом прошли три извилистых переката (очень мелких) и подошли к мосту, под ним порог Кошка.
29Подход к нему мелкий и мы прошкрябали по дну. После осмотра прошли его в левый пролет моста. Там есть хороший прижим к центральной опоре, и приходится упаковываться в байдарку практически с головой, а на выходе из-под моста два здоровенных камня. Приходится рвать когти и проходить между ними (по большой воде прямо через них). Ниже порога мелкий разлив и нужно идти по главной струе, там поглубже. Потом идет разделение реки на протоки между островами, мы пошли по самой 31правой, там есть мелкий перекат. Потом река разделяется островом на два рукава, мы пошли по левому. По всему этому маршруту с нами шли еще четыре группы, одни из них были круты и шли все без просмотра и соответственно сидели на камушках. Нашли стояночку перед Гагаринским порогом в 15 часов и перекусили. Осмотрели порог - первая ступень несложная, идется исключительно по струе.
Перед второй стоит знак причаливания - раздвоенная ветка. Вторая ступень впечатляет - масса камней, подводных и обливных и нет четкой струи. Зачалились перед второй ступенью, я надела спасжилет! Пошли, сначала по струе вдоль правого берега, затем поворот влево в центральную струю в обход камней и по ней до большого камня, перед которым поворот влево. У этого порога есть еще третья ступень, несложная (типа сливчик). Вышли в Гагаринское озеро в 18 часам. Кто-то зря написал, что на Гагаринском озере негде стоять, мы нашли минимум четыре стоянки. Встали где-то в 19 часов, слышен порог на выходе из озера. Отбились около 23-х часов.

(Рита)

3614.08.96г. Встали где-то около 10 часов и в 11.20 уже были в сборе. Прямо перед нами успела проскочить Ростовская группа (5 байдарок с детьми 14-15 лет) и таким большим поездом мы направились к выходу из озера. Там небольшой порог, все идется с ходу, хотя ничего против солнца не видно, а затем через еще одно озерцо подошли к Прямому порогу. Порог в общем несложный, но валы весьма большие, особливо на выходе. Но через все камни можно перепрыгивать на скорости. Нас с Марианной слегка залило, т.к. шли по самым большим валам (наверняка не сядешь на камень).
За Прямым сразу порог Кривой. Длинный, но по высокой воде проходим по главной струе, слалома практически нет. Вероятно, при более низкой воде потребовался бы детальный 37осмотр. За Кривым порогом довольно легко, но, в общем, без особенностей. Вскоре после небольшого озера подошли к порогу Горбатый. Здесь у нас конкурентов прибавилось (четыре группы). Порог длинный и честно говоря, в отличие от Прямого и Кривого требует осмотра. В середине порога лежит плита (отсюда название). Обход с Людой стороны, главное не налететь на нее, почти 100% авария. На левом берегу в этом месте добрые люди поставили вешку. Макс с Ритой прошли плиту слева, но после нее они зацепили кормой за камень и слегка посидели на нем, далее прошли чисто. Мы с Марианной решили идти справа. По пути покатались на главных валах струи - классно! - за плитой ближе к левому берегу и далее по центру. За Горбатый в 15 часов перекусили. Далее до озера (Медвежье) еще два небольших порога с ходу. На озере встали на мысу. Пляж в левом рукаве занят. Собираемся дневать. Слышен шум порога на выходе из озера.

(Сергей)

Комментарий: одна из четырех групп шла порог Горбатый в спасах и касках, и на берегу размотала спасконец.

15.08.96г. Одно название - Дневка! Правда, прошел дожди и все заговнил. На Макса напал большой жор-рррр (и соответственно на всех тоже).

4041

Ввечеру к нам зашла группа из Москвы и стрельнула клей с резиной, сказав, что у них три Байды и две из них непроклены, и что они собираются за один день пройти оставшиеся пороги. Пообещали нам рыболовных крючков (а зачем они нам?)

4216.08.96г. Мы встали как всегда часов в 9. Вышли раненько, в 11. И пошли в сторону 600-метрового порога. По дороге увидели лесного оленя и без хозяина и щелкнули его из фоторужья. Красив вышел, собака!
Осмотрели порог - извилистая струя и много камней. Заход под левым берегом и с него же осмотр. Потом до Собачьего озера никаких преград. По пути мы нагнали группу из шести байдарок с детьми и группу катамаранщиков. А Ростов Великий где-то впереди! Карта как всегда наврала, и в Собачье озеро мы вышли по другой протоке, обогнули мыс и в самом дальнем углу озера увидели порог Собачий.
Пристали к правому берегу, там есть пляж и перекусили. Затем сходили, осмотрели порог до водопада. Видели как клоунировала одна байдарка, девушка работала моторчиком для 45байдарки. Решили, что смотреть лучше слева и перешли на левый берег. Водопад хорош, прямо перед ним на плите стоит якорь (кто его туда ставил, фиг его знает). Слева от якоря слив по гладкой плите упирается прямо в стенку, а справа слив на камни, но нам показалось, что справа от якоря ближе к нему есть достаточно безопасный слив между плитами. Первую часть порога до водопада мы прошли - извилистая струя, сначала все под левым берегом, 47потом посередине и уход от камней влево. Чалились прямо в струе перед якорем (достаточно легко) к левому берегу. Обнесли водопад метров 100 и сплавились далее. Слалома хватает, мы с Максом осуществили мастерский разворот в струе после того, как слезли с камня кормой вперед, и обратно (места было совсем немного). Струя петляет - сначала шли под левым берегом, потом переход к правому перед поворотом реки налево и далее конец порога. Какой-то мальчик сказал нам, что вчера три лодки прошли водопад, мы подумали, что это "крутые". Встали сразу за Собачьим на стоянку около 20 часов. Короче на Собачьем мы провели около 4-х часов. Вечером похолодало, нас всех клонит в сон, и ночь обещает быть холодной!

(Рита)

17.08.96г. Встали в 9 часов. Вышли в 11.30. Где-то у 13 часам мы подошли к порогу Вяккер, пройдя не спеша озеро Половинское и озеро Вяккер (в озере Вяккер надо идти налево). И тут мы встретили Ростов (они часть порога обносили, в смысле обнесли вещи и собирались идти на пустых байдарках). Мы сначала пошли по правому берегу смотреть порог, там идет хорошая тропа для обноса. Порог ничего себе. Сначала такая ленивая струя, потом вдоль острова, примыкающего к правому берегу течение ускоряется и потом самое интересное - посередине реки торчит здоровая плита, слева от нее гладкий слив с мощным валом и следом за ним косой слив со здоровенной косой бочкой (описание полностью совпадает с реальностью). А справа мелководная струя с массой камней. После бочки продолжительный участок слалома (достаточно сложного) все-таки 4 категория, в котором желательно держаться правого берега (там поглубже). Потом поворот реки направо и на левом берегу стоит божок Вяккер, которого мы не задабривали, но порог прошли. Более детально порог осматривается с левого берега, и там же в районе двух сливов мы действительно увидели табличку Николаева Сергея из г.Смоленска (1987). Мы с Максом пошли со всеми шмотками.

505153

Я как человек одела спасжилет. Сначала все было достаточно просто (извилистая струя с камнями), а вот на первом сливе меня обдало прохладной водичкой, что даже дух захватило, (байдарка нырнула под воду, а потом всплыла на поверхность как подводная лодка :)). Тем не менее, мы прошли нормально около косой бочки. Чуть-чуть шкрябая дном по камням, сплавились далее без приключений, но я была вся мокрая (только тапочки сухие). Пока я беседовала с мужиком из ростовской группы, Серега с Максом решили идти на пустой байдарке. Серегу экипировали по всем правилам в спасжилет. Мы пошли их фотографировать. Долго-долго ждали. А оказалось, что выше сливов кильнулись еще две байдарки (результаты киляния мы наблюдали в виде плывущей пены) и наши мужики на них засмотрелись и сели на камень. Потом они все-таки вышли в первый слив, а, выскочив из-под вала у Сереги глаза были как плошки и он гребанул со всей дури так, что их развернуло боком и понесло в бочку. Но, слава богу, они успели вырулить и войти носом правее косой бочки (т.е. Серега успел продрать глаза).
Далее они сплавились нормально, только байдарка на четверть были залита водой. После клоунады Серега заявил, что матросом ему быть непривычно, еще бы капитана ни хрена не заливает. Пообщавшись с ростовской группой, пошли искать стоянку. Нашли мы ее перед самым порогом Ассу у первого бурлящего камешка. Прогулявшись до ж/д моста (благо времени было еще до фига, ведь от Вяккера мы шли всего минут 20) и, осмотрев порог Ассу по левому берегу, выяснили, что на п/б поезд можно сесть прямо на мосту, здесь находится блок-пост. Мы загорелись этой идеей. Вернувшись в лагерь и наколов дров по методу Петрова, увидели прогуливающийся Ростов и напросились к ним в гости (они стояли сразу за Вяккером на горке). Поевши супчика и выпив 0,5л "спрайта" (причем женщины всего 100г) в хорошем настроении направились в гости вплавь (на байдарках конечно) против течения. Через 20 минут мы были на месте, на котором Серега умудрился "сесть в лужу" (в прямом смысле, сев из байдарки в воду). Тут нас ждал сюрприз - мы встретили московскую группу, стрелявшую у нас клей. Они проходили Собачий порог прямо в водопад, порвав одну байдарку, клоунировали на Вяккере, но не килялись :). Когда мы плыли вверх по течению, нас задолбала одна утка, которая летела вверх и сплавлялась по реке вниз. Мы ее загнали под самый Вяккер. Повеселившись вволю в гостях, попив чаю с сахаром и попев песен, мы досиделись почти до 1 часу ночи и решили плыть домой. Это было что-то - два экипажа бешеных ночных байдарочников, причем Серега плыл в 2 метрах позади нас и постоянно орал, что он нас не видит. В темноте мы проскочили все камни, но нас в пути накрыла черная дождевая туча и видимость упала до нуля. Мы стали кричать, чтобы Москва посветила нам фонариком (Макс вполне дальновидно посоветовал московской группе встать на нашей стоянке). Когда нам осветили точку причаливания, мы благополучно пристали, не уйдя в ночи в порог Ассу. На стоянке москвичи поставили свою здоровенную палатку и раскидали мокрые вещи. Ночью пошел дождь, и полночи Макс спасал спальник от наводнения.

(Рита)

18.08.96г. проснулись мы кто когда. Позавтракали кашкой где-то в 9 часов. Москвичи второпях собирали шмотки, грязные и мокрые, они их запихивали в рюкзаки чуть ли не ногами. Короче, к 10 часам наконец, собрались, все байдарки были вываляны в грязи. Наши мужики пошли их провожать и заодно посмотреть, как они будут садиться в поезд. Вернулись они только к 12 часам и сказали, что п/б поезд задерживается до 16 часов. Мы сходили, осмотрели порог и собрали шмотки. В 13.55 мы вошли в порог Ассу. Сначала идти вдоль правого берега, струя ленивая, перед поворотом реки налево напротив песчаного обрыва уход под правый берег и в центр. Затем перед очередным поворотом налево обойти большие камни слева и уйти за ними направо, выход из порога по струе под правым берегом. Длина порога 1,5 км. В пороге нас слегка захлестнуло на валах и из порога мы вышли в 14.05. Прямо за ж/д мостом мы зачалились у полянки. Погода солнечная, ветерок, мы просушили байдарки и шмотки и стали здесь же лагерем. В 14.40 подошел п/б поезд, и мы пошли посмотреть, как в него будут садиться москвичи. Это было шоу! Они садились в поезд так же как ходили в походе. Бегали за шмотьем туда-сюда, лазали под поездом, бедный машинист ждал их минут 10. Наконец они загрузились, и мы им помахали ручкой на прощание!
К вечеру обнаружилось, что у нас две конкурирующие фирмы на п/б поезд (группа из 6 байдарок с детьми и группа на катамаранах). Мы решили лезть в поезд первыми!

0319.08.96г. Встали около 8 часов. Позавтракали и собрали шмотки. Уложились в пять упаковок. Когда пришли на мост, выяснилось, что народу на поезд офигеть как много, аж 25 человек, наверное. Поезд, кстати, не опоздал, но все карты нам сбил встречный поезд, состоявший из одного локомотива, который тащился как черепаха. Садились поэтому все в одну дверь, но достаточно организованно - закидывались все подряд шмотки, неважно чьи, и народ. Короче, минут за 10 все уселись. Проводники оказались бухариками и до Кеми мы ехали бесплатно, а до Питера договорились за 110 т.р. на четверых. Про проводников мы сложили песню в стиле Чиж и Ко. Далее в поезде мы только ели и спали, ели и спали, а мужики так и вовсе обожрались до такой степени, что лежали кверху пузом :). До Питера осталось ехать 5 часов, а это значит, что поход закончился, в жаль! Но зато осталось множество впечатлений от пройденных порогов и от встреченных нами в пути людей.

< путешествия < главная * гостевая

2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)