< путешествия < главная гостевая Спас Оскуй, или забытый остров среди болот02-03 октября 2010 годаДвухдневное путешествие по маршруту: СПб - Малая Вишера - Спас Оскуй и обратноИдея поездки на первые выходные октября на Спас-Оскуй вызрела, как всегда, спонтанно. Точнее, сие мероприятие было запланировано еще летом, но вот уверенности в его реализации не было. Ибо чудесным образом почти у всех нашлись намного более значимые дела или причины не участвовать в сем действе. Дополнительным фактором послужило и отсутствие уверенности в возможности проезда по лесовозной дороге, а идти в один конец 20 км - это уже не для всех. К тому же, Спас-Оскуйский погост раположен на острове посреди бескрайних болот, так что прогулка, по-любому, не обещала быть легкой. В результате поехали мы туда втроем. Выезд рано утром в субботу. То бишь совсем рано – с Максимом встречались аж в 5.40 утра. По одометру от дома до Пустой Вишерки около 230 км. Промчали это расстояние за три часа с небольшим. Уже в Пустой Вишерке засомневались и спросили у местных нужную дорогу. Оказалось, что да - это она. Но вот то, что "сейчас сухо, так что проедете без проблем", добавило уверенности, и, как оказалось напрасно. В результате, проблемы начались уже через 400 метров, на первом повороте, там где находится местная свалка и где развилка бывших узкоколеек.. Довольно серьезная грязевая лужа с глубокой колеёй. Ладно – включаю понижайку и блокировку и вперед. Не без труда (слегка подбуксовывая) преодолеваю её. За этой лужей следующая, выглядящая уже страшнее, за ней ещё и ещё и т.д. Решаем проехать еще одну и далее уже не искушать судьбу. Ибо наша задача добраться до погоста, а не джиперские покатушки. Тем более, что при постоянных просмотрах ехать получается медленнее, чем идти пешком. Да и машину просто жалко. Так что оставляем ее на окраине дороги, 200г «ходовых» и в путь. Начали движение в 9.45. Первый километр дорога совсем неважная – сплошные грязевые разъезженные лужи. Правильно, что бросили машину, ибо для нас тут чистый непроезд. Через 1.5 км примыкание основной дороги справа – похоже, что идет она через заброшенную деревню Барская Вишерка. На карте она отмечена, но насколько она плоха/хороша, неясно. По крайней мере, в отчетах мы упоминания о проехде по ней на авто не встречали. После выхода на "главную" дорога хоть и стала немного получше, но реальных засад всё равно хватает. Ну а действительно стопроцентный непроезд находится примерно через 4 км от начала движения после пересчения ручья и примыкания лесной дороги справа. Тут мы сделали первый привал. После этого засадного места дорога снова улучшается и через пару километров становится, можно сказать, замечательной. Как минимум, тут можно ехать. В районе ур. Борок, где дорога совершает излом, делаем следующий привал - попиваем коньячок, кушаем конфетки. До ур. Крестцы от ур. Борок добежали за два небольших перехода – привал сделали в месте пересечения с просекой. В ур. Крестцы дорога пересекает ручей – достаточно глубокий и полноводный даже в это сухое время. Тут просто отличное место для обеда. А какой же обед в лесу без "беленькой"? А далее до погоста остается всего то 3.5 км по красивой лесной дороге. Хоть она и сильно подтоплена, но идти легко (то слева, то справа, то прямо по центру). Удивительно, но это старый почтовый тракт Новгород-Тихвин. Сейчас уже и не скажешь... При подходе к острову, на котором стоит погост, справа по ходу отличная красивая болотина. Тут и множество сушин, и клюква. Наконец, в 15.00 прибываем на место. Колокольня становится видна метров за 200-300, затем дорога взбегает на холм (хотя это сильно сказано – скорее небольшое повышение над болотом на пару метров) и вот цель уже перед нами. Прямо напротив храма стоянка – можно поставить 2-3 палатки, есть кострище, пеньки под сиденья. Воду можно набрать в канаве, что рядом с дорогой и той замечательной болотиной на фотографии выше. Народу никого, погода отличная. Тепло и солнечно.
Итак, руины Преображенской церкви стоят и поныне, и доступны для осмотра. Колокольня так вообще сохранилась хорошо. Кстати, колокольня шатрового типа, что редкость для каменных строений. На нее можно залезть, что не так просто, но зато будете вознаграждены отличными видами и порцией адреналина. С западной стороны церкви дерево подходит почти вплотную к стене, а на стене сохранились скобы. Вот по ним то, опираясь спиной в дерево и нужно лезть. Далее, уже в самой колокольне в верхние окна можно попасть по лесенке. Конструкция хоть и кажется неустойчивой, но вполне прочна. И виды с колокольни потрясные. Также там действует устойчивая мобильная связь (Мегафон) Удивило почти полное остутствие могильных плит и крестов. Всё-таки погост, а где же захоронения?. В церкви на стене в нишах пара-тройка небольших иконок – значит, не забывают сие место. Ограда погоста практически не сохранилась, но каменные башенки по-прежнему стоят. А вот от деревянной церкви не осталось даже следов. Где стояла - непонятно. Весь «комплекс» можно обойти и осмотреть за полчаса (это ежели забираться на колокольню). Ну а далее обязательно стоит сходить к озеру Спасскому. До него от храма через болотце метров 400. Увы, снова приходится одевать сапоги. На берегу озера, увы, лагерем стать не получится. Берега хоть и относительно твердые, но всё же заболочены. Здесь хорошо посидеть, умыться, набрать воды и просто помедитировать. Ибо и само озеро, да и вид на погост просто отличный. Так вот незаметно провели на Спас Оскуе почти сутки. Очень не хотелось уходить. Да и погода не подвела. Фактурное небо и яркие осенние краски. Попробовал режим брекетинга при съемке для дальнейшей сборки HDR. Кое-что получилось: Обратно стартовали в 12.50. К машине добрались к 18.00. К 22 часам уже были в городе. На обратном пути видели «монстра» с брюхом от УАЗа и «злыми» болотными колесами. В общем, все, кто устал от городской суеты, настоятельно рекомендуем Спас-Оскуй к посещению. Да и 40 км пешки лишь добавят здоровья :) Ну а один вид на это праздничное болото говорит о том, что вернуться (или посетить сие место) обязательно захочется
|
2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved. |
При любом
использовании любых материалов, |
|