ПитерСелдон.ру

 
Селдон :)

 < путешествия < главная * гостевая


Рёконьская пустынь

31.10-01.11.2009

 

Наш маршрут:

СПб - Тихвин - Рёконьская пустынь - СПб


Много на карте России заброшенных дивных мест. Одно из таких мест - Рёконьская пустынь, что затеряна в лесах почти на границе ленинградской и новгородской областей. Приятным известием оказалось, что монастырь этот нынче восстанавливается. Пусть усилиями немногих людей, но в эту зиму, говорят, будет в нем жить священник. А ведь еще совсем недавно монастырь и вовсе являл собой руины поглощаемые лесами дикими... Несколько лет назад один из нашей компании, выбравшихся на эту покатушку, бывал в Рёконьской пустыни. Дело было зимой и Тихвинский монастырьот деревни Заозерье ребята тропили лыжню ооочень долго. Сейчас же, по слухам, зимой добраться в монастырь можно и на легковом авто, ибо зимник поддерживают в рабочем состоянии.

И так, все по порядку. Выбрались из Питера мы вчетвером (два Сереги, Макс и Слава) на шниве. Так получилось, что ехали через Тихвин, где посетили несколько объектов. Сначала заглянули в дом известного композитора Н.А. Римского-Корсакова, родившегося и проведшего здесь детские и отроческие годы. С набережной, на которой находится дом, открывается замечательный вид на Тихвинский монастырь. Как раз в это время на реке Тихвинке велись работы по укреплению берега и некоторые виды на монастырь получились пикантными :)

Тихвинский монастырь

Дом Римского-Корсакова. Тихвин

Сам дом, принадлежавший отцу композитора Н.А. Римского-Корсакова, ноне музей, восстановленный после оккупации в годы Великой отечественной войны. Дом добротный и вполне просторный. Правда, на второй этаж не пустили по причине холодов. Экспозиция музея не многочисленная, но вполне достаточная, чтобы окунуться в атмосферу ушедшей жизни. В доме восстановлены шесть комнат: кабинет отца, столовая, гостиная, комната матери композитора. Одним из важных экспонатов является рояль "Беккер", прослуживший композитору 30 лет. Припомнилась занятная подробность, а именно строки одного из писем старшего брата композитора, Воина Андреевича, морского офицера, в которых он отмечал, что младший брат так и не обучился чистописанию. И действительно, подчерк у великого композитора был уж очень "медицинский" :)

Рядом с домом находится скверик с бюстом композитора и Церковь Всех Святых или Полковая церковь (1771-1776 гг., архитектор В.Поливанов), в которой устроен концертный зал при музее Римского-Корсакова.

Далее направились в квартал Николина гора, где находится ноне восстанавливаемый каменный храм Святого праведного Иова Многострадального, который был построен в 1852-1856 гг. архитектором Роутом по проекту К.А. Тона. До этого здесь был деревянный храм, возведенный на новом городском кладбище в 1780-х гг. и освященный в честь Иова Многострадального в память о сильном пожаре в 1770 г. в день памяти праведника, и возрождении Тихвина. Рядом с храмом расположен мемориал воинов погибших в годы Великой Отечественной войны.

На этом тихвинская часть нашей покатушки окончена и мы направляемся в Рёконьскую пустынь через деревни Заручевье, Рапля и Заозерье.

Дорога, начиная с Заручевья, мало пригодна для машин без полного привода. Точнее, между деревнями вполне нормальная дорога, но в деревнях колея совсем не для легковых авто. На шниве проехали без особых проблем, благо грязь была малость подмерзшая. Между деревнями Рапля и Заозерье дорога и вовсе плохонькая, особенно перед Заозерьем. Участок перед Заозерьем лучше объехать слева или справа по ходу движения, по полю - есть вполне читаемые следы от проезда машин. При движении по "большаку" вероятность застрять крайне высока. Видимо такое дивное состояние дороги этой объясняется тем, что она типа ничейная - Рапля в ленобласти, а Заозерье уже новгородская губерния. Т.е., если желаете ехать на неполноприводном авто, то лучше Никольская церковь. Д. Заручевьедобираться до Заозерья со стороны Будогощи, откуда идет приличный грейдер.

Итак деревня Заручевье. В этой деревне есть два объекта для осмотра. Сначала заглянули на местный погост, где расположена разрушенная Никольская церковь постройки 1711 г. Состояние здания плачевное - купол прохудился, по стенам расползаются внушительные трещины. Видны попытки реставрации - леса, но судя по их виду, попытки эти были очень давно. От фресок остались лишь жалкие воспоминания в виде облупленных цветных пятен на стенах. Впрочем в церкви, судя по иконам, проводятся службы.

 Никольская церковь. Д. ЗаручевьеНикольская церковь. Д. ЗаручевьеНикольская церковь. Д. Заручевье

Никольская церковь. Д. ЗаручевьеДалее хотели осмотреть усадьбу деда композитора Римского-Корсакова, расположенную здесь же, в Заручевье. Но жуткий, удручающий вид развалин деревянной усадьбы отбил всякое желание к фотографированию...

часовня в д. РапляИтак, проехав Раплю, в которой есть приятная на вид часовенка, благоудачно добравшись до Заозерья, сворачиваем влево, сразу за мостом через реку на выезде из деревни. Мост, на момент нашего приезда, ремонтировали, точнее сказать возводили новый. Если добираться со стороны Будогощи, то через мост перебираться не требуется - нужная дорога на Рёконьскую пустынь начинается направо, сразу перед первым домом деревни.

Начинается и сразу переходит в небольшой бродик, далее поднимается на холм с тремя соснами. Отсюда хороший вид на деревни Нижнее и Верхнее Заозерье. Кстати дорога после брода раздваивается и лучше взять правее, там посуше. После холма дорога спускается к ручью, перед которым мы и оставили свою шниву, ибо далее, по описанию, совсем караул :)

дорога в Рёконьскую пустыньдорога в Рёконьскую пустыньПереоделись в походное, влезли в сапоги и рюкзаки и отправились пехом в лес до Рёконьской пустыни. Где-то через полкилометра, или чуть более, попалась стоящая в лесу красная нива с московскими номерами. Запарковалась она как раз перед началом дивной дороги... Далее хоть и проложена гать вдоль основной колеи небольшой части  пути, но... Впрочем пешком все проходится вполне сносно :) Хорошо, что грязь все же чуток подмерзла и идти было попроще. Особенно радовало то, что нет кровопийцев :) Дорога идет в основном по заболоченным местам, вдоль реки Рёконьки, и летом тут должна быть просто несметная рать всевозможных кровососущих.

 Примерно посередине пути, а идти около семи км, дорога переходит через Рёконьку. Мост новый, шикарный :)

большой мост через РёконькуПримерно за час сорок дошли до пустыни. Уже заметно стемнело, поэтому осмотр монастыря сам собой перенесся на завтра, а мы отправились искать стоянку. По пешеходному мосту перешли через Рёконьку и вдоль реки, мимо памятного камня, идет тропа, по которой, минуя дорогу (налево по ней заболоченный большой мост), можно прийти на вполне приличную стоянку, расположенную в ельнике. Мы до нее не добрались по незнанию и темноте :)

субботник :)На утро к нам пришел монах о. Симеон, живущий и восстанавливающий пустынь. Оказалось, что он привез на тракторе тележку вагонки, которую просил помочь разгрузить.  Народ отправился сразу, а я подтянулся чуть позже и застал ребят уже сколачивающих что-то из досок. Оказывается они чудесным образом подрядились сколотить что-то типа монастырской баньки :) В это время настоятель на тракторе, колеса которого были в цепях, перекрестившись, отправился обратно в деревню. Так мы с ним и не пообщались вовсе...

Закончив с банным подрядом решили, что пора осмотреть пустынь, ибо время не стоит на месте и нам еще сегодня нужно вернуться в Питер.

Начнем с плана пустыни и небольшого исторического экскурса :)

типа схема Рёконьской пустыниВ инете нашелся план пустыни, составленный в мае 2003г. Совместив этот план, собственные наблюдения и информацию с вот этой фотографии, сделанной с воздуха, получился представленный на картинке слева набросок плана пустыни.

На приведенном наброске исправлен недочет указанного выше плана пустыни, а именно - Тихвинские и Новгородские ворота расположены на одной линии. Видимо некогда дорога проходила вдоль стен монастыря, через мост, который ныне сооружен как пешеходный. Указанный на схеме за монастырем большой мост, ниже по течению Рёконьки, хоть и есть в природе, но мы к нему даже подойти не смогли, ибо подходы сильно заболочены.

А теперь небольшой исторический очерк, материал для которого взят отсюда.

Троицкая церковь. Рёконьская пустыньДата возникновения Рёконьской пустыни точно неизвестна. По преданию пустынь ведет свою историю с XIII века, когда из вод Рёконьки  была чудесным образом обретена икона Живоначальной Святой Троицы. Это событие стало поводом для основания здесь скита. Самое старинное строение, которое сохранилось и поныне - деревянная Троицкая Церковь XVII века. Сейчас на месте этой церкви стоит памятный крест с табличкой, а сама церковь, еще в советские времена, была вывезена в музей деревянного зодчества Витославлицы, что под Новгородом. Вот здесь можно видеть фотографии деревянной Троицкой церкви, а также почитать подробнее о ней самой и об истории Рёконьской пустыни. Занятным мне показалось одно историко-архитектурное отступление автора статьи о деревянной Троицкой церкви, посвященное архитектуре каменных построек пустыни. Процитирую его полностью:

Охарактеризовав таким образом стиль и архитектуру Рекони, подумал, что сказал много и в то же время мало. Эклектика на Руси родилась гораздо раньше. Новгородскую архитектуру XVв., связанную с именем владыки Евфимия II, принято и, в значительной мере справедливо, называть эклектичной. Но родина её не здесь, а... в Москве. В учебниках и научно-популярных трудах принято называть московскую архитектуру собирательной, поскольку в ней использовались достижения владимиро-суздальской, тверской, кириллово-белозерской (вологодской), соловецкой, ростово-ярославской, псковской, новгородской и других архитектурных школ. Заявлено справедливо. Но сказав "а", следовало сказать и "б". Коль скоро собирательная, - стало быть эклектичная. Далее считается, что именно Москва стала родоначальницей общерусской архитектуры, ставшей таковой по меньшей мере с XVI столетия. Опять натяжка. Идея собирательства, объединения разрозненных, русских княжеств родилась не в Московском, бывшем тогда молодым и слабым отпрыском могучего и сильного Владимиро-Суздальского или Ростово-Суздальского княжества, а в ближайшем соседе на севере, Великом Тверском. И лишь стечение различного рода обстоятельств исторических, в том числе военных (нередко провокационных, узурпаторских) позволило Москве перехватить инициативу и сместить столицу с природой назначенного места, с главного водного пути в провинцию. А какая великолепная архитектура была в Тверской земле! К сожалению, от памятников её мало что уцелело. Говоря о собирательстве, забывают о другой конечной стороне явления -эклектичности. А архитектурные школы перечисленных земель продолжали до XVIIв. включительно развиваться в значительной мере самостоятельно.

К чему же такая длинная тирада? Да к тому, что основы русской эклектики были заложены очень рано, в Москве, потом развивались при Петре I и его потомках Романовых, со значительной примесью немецкой крови. Читатель должен критически относиться ко всему тому, что предлагают ему авторы, в том числе и данный.

В истории пустыни можно выделить пять периодов: от возникновения и до 1764 года, когда она была упразднена; период забвения; возрождение и расцвет пустыни, которые тесно связаны с именем старца Амфилохия и первого настоятеля - отца Даниила; советский период - превращение пустыни в колхозные угодья после 1917г. и забвение в послевоенные годы; и пятый период - современное возрождение пустыни.

Первый документ, описывающий Реконьскую пустынь, относится к 1686 г. Это опись, составленная попом Николаевского погоста Александром. Из описи видно, что хозяйство пустыни было небогатым - деревянная церковь, три двора, гумно и земли.

Возрождение пустыни началось с появления здесь в 1813г. Андрея Ивановича Шапошникова. Который вначале жил при пустыни как сторож.  В 1822 году Шапошников принял малое пострижение, а в 1832 году - принял схиму и новое имя Амфилохий.

Тернистым и долгим был путь возрождения монастыря. Сорок лет старец боролся за права и собственность пустыни. За это время сменилось три императора, три раза Амфилохия сажали в тюрьму, один раз приговорили к ссылке в Сибирь и плетям. И таки старец добился справедливости. В 1860 году вышел императорский указ о восстановлении в Рёкони монастыря.  Итак, с 1860г монастырь отстраивается под руководством присланного сюда с Валаама иеромонаха Даниила, ставшего настоятелем Рёконьской пустыни. Сам же старец Амфилохий прожил в пустыни 51год и скончался 9 августа 1865 года. Похоронен он, как и первый настоятель отец Даниил, в церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

С 1870 года в пустыни начато каменное строительство. По проектам архитектора Щурупова возводятся два комплекса - правобережный и левобережный. На правом берегу, за прямоугольной оградой, однокупольный Троицкий собор, а рядом с ним четырехъярусная колокольня. На левом возведена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, рядом с древней деревянной Троицкой церковью.

В советский период здесь были владения местного колхоза. В годы войны монастырь сильно пострадал. Так снарядом был пробит купол Троицкого собора. На стенах видны многочисленные отметины от пуль и осколков, главки сбиты. Тихвинские ворота. Рёконьская пустыньПустынь плавно перешла в полосу забвения и разрухи...

Какой была пустынь можно видеть вот на этом дореволюционном изображении.

На территорию пустыни мы вошли через Святые (Тихвинские) ворота. Именно сюда подходит дорога из Заозерья, по которой монастырь сообщался с Тихвином. На юг, через Новгородские ворота, ведет дорога на Новгород. Точнее сказать вела, ибо от нее даже следов не просматривается, тропинка из Новгородских ворот заканчивается лесом.

На Святых воротах, кстати хорошо сохранившихся, привинчена информационная табличка. Такие же таблички можно видеть еще в нескольких местах пустыни.

Святые (Тихвинские) ворота. Рёконьская пустыньСвятые (Тихвинские) ворота. Рёконьская пустыньСвятые (Тихвинские) ворота. Рёконьская пустынь

Рёконьское кладбищеТихвинские ворота примыкают к ограде Рёконьского кладбища, на котором находится восстанавливаемая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. На территорию место, где стояла деревянная Троицкая церковьнадгробная плитакладбища, огороженному стеной с тремя башенками, одна из которых типа оборудована под бытовку, ведут арочные ворота и арочная калитка. Само кладбище заброшено. Самое свежее захоронение датируется 1959годом. Рядом с церковью находится расчищенная от мха надгробная плита XIX века над могилой монаха, пришедшего в пустынь с Валаама. С этой же стороны церкви расчищено и выложено кирпичом место, где стояла древняя деревянная Троицкая церковь.

церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицыцерковь во имя Покрова Пресвятой БогородицыЗаглянем внутрь церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сразу после входа висит табличка "ООО Реконь" и указаны телефоны директора и т.д. Проходим далее. На стене по левую руку можно увидеть памятную табличку с изображением старца Амфилохия и выложенную из кирпича могилу его. На окнах церкви установлены, привезенные и установленные добровольными помощниками, в этом году стеклопакеты. (Деньги на окна собирали всем миром. Подробнее об этом большом деле можно прочесть здесь.) Есть печи для отопления храма. Тут же лежат стройматериалы и инструмент. Параллельно с восстановлением в церкви ведутся службы.

Поражает воображение купол церкви - он, так же как и разрушенный купол Троицкого собора, выведен кирпичом. На кирпиче купола и стен еще видны следы зеленых узоров мха.

ограда Рёконьского кладбищакрест на одной из могил Рёконьского кладбищацерковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицыцерковь во имя Покрова Пресвятой Богородицыцерковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

вид на левобережный комплекс. Рёконьская пустынь

Переходим через пешеходный мостик и направляемся к камню, на котором высечена памятная надпись о чудесным образом обретении иконы св.Троицы.

место обретения иконы св. Троицыместо обретения иконы св. Троицыместо обретения иконы св. Троицы. Памятный камень

Сама надпись практически не читаема. Рядом с камнем установлен деревянный крест с табличкой и иконами. Возможно на этой табличке дублирована надпись на камне. Кстати с правого берега Рёконьки открываются хорошие виды на левобережный комплекс.

вид на левобережный комплекс. Рёконьская пустыньвид на левобережный комплекс. Рёконьская пустынь

башенка ограды Троицкого соборабашенка ограды Троицкого собораИтак правобережный комплекс. В его состав входят две уцелевшие южные угловые башенки монастырской стены, Троицкий собор, колокольня и Новгородские ворота. Одна из башен уже лишилась крыши, другая хоть и выглядит целее, но находится в совершенно дикой заросли деревьев. Остатки монастырской стены даже искать не стали, хотя частично земляной вал, видимо служившей основой стены, уцелел.

Перед дальнейшим описанием правобережного комплекса вновь процитирую того же автора:

Новые каменные, точнее кирпичные постройки проектировал и строил архитектор, позже профессор архитектуры Михаил Арефьевич Щурупов. Сохранилась (в копии) его пояснительная записка "к проекту каменной одно-престольной церкви". В ней автор излагает, что исследовал грунт "чрез рытие двух колодцев глубиною до 6 арш", т.е. по современному двух шурфов до 4,25м. Обнаружил "красный весьма плотный суглинок с крупным хрящем". Описывает основные конструкции, использование строительных материалов и сроки возведения здания в течение двух лет. Запроектирована им же "отдельно от церкви" колокольня, которую предполагается возвести так же за 2 года, точнее за 2 летних сезона. (Зимою тогда не строили).
Речь идет о сооружении главных зданий на правом берегу речки. Нет однако сомнений, что все остальные постройки запроектированы Щуруповым. Он, оказывается, был плодовитым архитектором, строил памятники и часовни в Тихвине и Иркутске, собор в Новой Ладоге, в разных сёлах, в Усть-Ижоре, по Ладожскому каналу, в Торжке, Киеве и даже в Токио (Япония)

вид на правобережный комплекс. Рёконьская пустынь

фундамент Троицкого соборафреска на стене Троицкого собораИтак Троицкий собор. Пожалуй самое разрушенное здание Рёконьской пустыни. Огромный и величественный храм. Разрушенный купол, следы пуль и осколков на стенах, сбитые главки, провалившийся пол, растущие на кровле деревья - сосны и ели очень приличной высоты.

Кстати в основании храма видны большие валуны. Точно такие же я видел в основании Троицкого собора Троицкого Зеленецкого монастыря. Этот прием характерен для новгородской школы.

На одной из стен Троицкого собора Рёконьской пустыни сохранилась фреска изображающая святых Иоанна Златоуста и Тихона. Больше сколь либо сохранившихся фресок замечено не было.

Троицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустынь

Троицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустынь

Троицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустынь

Троицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустынь

Троицкий собор. Рёконьская пустыньКолокольня. Вид из Троицкого собораКак я уже упомянул, полы в храме полностью разрушены, поэтому передвигаться внутри храма затруднительно, но войти внутрь очень и очень стоит! Просто потрясающий открывается вид сквозь разрушенную крышу и купол храма. Синее небо в зияющих дырах, в которые смотрят выросшие на храме сосенки...

Через один из оконных сводов собора хорошо видна колокольня. Колокольня четырехъярусная. Первый ярус, особенно боковые части, сохранились плохо. На второй ярус можно забраться. Выше забраться сложно, хотя видно, что более высокие деревянные перекрытия и лестницы между ними должны быть целыми.

 

Троицкий собор. Рёконьская пустыньТроицкий собор. Рёконьская пустынь

колокольня Троицкого собора. Рёконьская пустыньколокольня Троицкого собора. Рёконьская пустыньколокольня Троицкого собора. Рёконьская пустынь

колокольня Троицкого собора. Рёконьская пустынь

С первого яруса колокольни открываются виды на левобережный комплекс, Троицкий собор и Новгородские ворота.

вид с колокольни Троицкого собора на левобережный комплексвид с колокольни на Троицкий соборвид с колокольни Троицкого собора на Новгородские ворота

Новгородские воротаНовгородские воротаСами Новгородские ворота сохранились в неплохом состоянии. Вот только заросли сильно и уже никуда не ведут...

И перед тем как закончить этот отчетик вернусь вновь к старцу Амфилохию.

К сожалению, время нам не позволило поискать место скита, где старец жил два года. Если верить описаниям, место это находится в нескольких километрах от пустыни и там установлен памятный крест.

На этом закончу свой небольшой отчет о покатушке в Рёконьскую пустынь - удивительное и замечательное место, затерянное в лесах и болотах, на границе ленинградской и новгородской областей.

 

 < путешествия < главная * гостевая


2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)


Rambler's Top100