ПитерСелдон.ру

 
Селдон :)

 < путешествия < главная * гостевая

По речке Мге - вспоминаем далекий 1997-ой

   В далеком 1997-ом на майские праздники ездили на речку Мгу. Веселая такая речка. Почти на всем протяжении завалы, лишь в низовьях в районе Сологубовки порожистый участок. Всего уже не припомнить, но может это короткое фотоэссе поможет участникам сего действа освежить свою память.

  

Итак, нас было в тот раз не много, а очень много: Сергей и Марианна; Макс и Слава; Василий, Оксана и Виталий; Дмитрий Аверичев и Ася (то бишь всего четыре байдарки) и, конечно, команда "плотников" - Юра, Азиз, Леха "Зеленый", Семен и Кирилл. А вот, кстати, и он - наш "ПЕТЯ", то бишь ПСН - пробирается по реке. А на нем вся вышеупомянутая команда. Только Азиз где-то спрятался.

  

  

  

В лесу всякие букашечки просыпаются и звери покрупнее. Вон Леха какого дракона поймал,

  

а Азиз его чуть не съел :).

  

А вот и пороги. Сначала Макс со Славой, потом Сергей в одиночку. Ну а под мостом ребята вовсю оторвались. Окунулись по самое некуда. И кто на фото узнает Славу с первого раза?

  

  

  

Ну а в конце маршрута, когда пороги были уже пройдены, случился еще один веселый эпизод. Слава по прихоти Василия, а точнее из-за его неловких движений и манипуляций с лодкой, оказался на завале из бревен и веток. Завал потихонечку расползался....
Ну а дальше иллюстрация к словам из известной песни
"И я надул что было сил спасательный жилет...".

     ЗЫ! Но все закончилось удачно.

    Как оказалось, в сети можно найти техническое описание и дневник этого выезда, написанные Дмитрием Аверичевым. Специально для ПитерСелдонРУ ниже приводится расширенная и творчески переработанная версия сего опуса.

    Река Мга довольно хорошо известна питерским водникам. Этот маршрут описан еще в книжке Л.А. Плечко "Водные маршруты Ленинградской области". Расстояние от ст.Погостье до ст. 45км - ~70км - нормально проходится за 3 дня для подготовленной группы на байдарках или каяках. Время сплава - середина апреля - первомайские праздники, включительно.

     Техническое описание маршрута по реке Мга - составлено Дмитрием Аверичевым:
     В Погостье ~200м по путям назад до моста через Мгу. Мга здесь узкая речка, заросшая кустами. В поселке несколько мостков, которые придется обносить. Кусты в русле тянутся километра три. Течение слабое. В разливах направление движения не очевидно. Через 3-4 ходовых часа на пути встретиться низкий наклонивший мост. На картах его нет. Вслед за мостом идет прямолинейный (видимо, искусственно прорытый) участок длиной ~2км, затем поворот налево и еще один прямолинейный участок длиной около 1км. Стоянки здесь невозможны - берега сильно заболочены. Чуть дальше правый берег повышается, есть места для стоянок. На реке появляются завалы, которые по большой воде часто удается обойти через затопленный лес. Последующие несколько ходовых часов ориентироваться можно, отслеживая генеральное направления течения реки. Основное русло реки сильно извивается, но на карту-двушку эти микроизгибы не попадают. По большой воде можно срезать петли основного русла.
     В верхнем и среднем течении особенно ярко чувствуется половодье, картины затопленого леса, верба. Здесь же хозяйничают бобры. Хотя их самих и не видно, но подгрызенных деревьев хоть отбавляй, да и хатки встречаются довольно часто. На участке от сближения с дорогой Любань-Шапки (от реки ~2км) до Брода перед Ерзуново завалы могут очень сильно замедлить продвижение, т.к. их уже не удается обойти по разливам реки. Перед впадением Березовки - брод. До Ерзуново около часа гребли. Далее завалы на реке крайне редки. В Турышкино первая быстрина под мостом, вторая с прижимом в кусты пр.берега чуть позднее, потом река примерно в получасе хода довольно спокойна. Далее начинаются сливы со ступенек, образованных сланцевыми плитами. Мощь бочек нарастает. Ступеньки идут через все русло, а глубина невелика, поэтому нужно внимательно идти на разборных лодках, чтобы не шарпнуть по дну или не налететь на обломки плит (они острые!!!). Перед автомобильным мостом в Сологубовке в русле полно камней и техногенного мусора. Вплотную за мостом идет плотина бывшей ГЭС. Проходим правый пролет. В нем слив с мощной бочкой. Шивера тянется еще метров 200. Для желающих закончить маршрут здесь автобусная остановка в 100 метрах от реки по правому берегу. Река далее особого интереса не представляет. Примерно через час ходового времени пересекаем автомобильный мост в пос. Пухолово, еще ~30 мин. - и вы у плотины. Плотинка находится под пешеходным мостом. По большой воде она может быть полностью затоплена, но пятиэтажка на правом берегу - надежный ориентир. К станции, естественно, направо и чуть назад. Если продолжить движение до ст. 45км, то предстоит пройти под ж-д мостом ветки Мга-Тосно, после чего река входит в садоводческий массив. По нему идти ~15 минут (всего от плотины - 50-60 минут нормальной гребли). Ориентиры наиболее близкого к станции места финиша: после пешеходного мостика примерно 5 мин гребли и после очередного правого поворота на берегу, прямо на земле, будут водяные цистерны (~20м от реки) и уходящая прямо-вверх грунтовая дорога. Река здесь делает левый поворот на 90 градусов. Необходимо подняться по грунтовке и далее направо по асфальту. Если прозевали это место, то сходите за автомобильным мостом.


Дневник похода 1997 года по реке Мге
(дополненная и переработанная версия)

     Итак, нас было действительно много в тот раз:

  

байдарка Т-2: Сергей и Марианна

  

байдарка Т-2: Макс и Слава

  

байдарка Т-3: изначально Василий, Оксана и Виталий

  

байдарка "Семеновка" ("Турбо"): Дима и Ася

  

ПСН-6: Юра, Азиз, Леха "Зеленый", Семен, Кирилл.


День первый

     Электричка на Будогощь отправлялась в 7-20. На вокзал почти все прибыли за 40 минут в надежде занять места, но увы...В это праздничный день как всегда случился аншлаг, поезд переполнен, сидячих мест занять не смогли. Стоим в проходах. Леха, подума, достал гитару и решил развлечь народ импровизтрованным концертом. Сейчас уже не припомнить, исполняли ли мы "вечные хиты" "не могу кончить никак.." и "про тропическую партию Санкт-Петербурга"? Но время пролетело незаметно.

  

     В Погостье с трудом вылезли, а поезд покатил дальше в "светлую Будогошь". После сборки судов выпили за успех безнадежного дела (то бишь предстоящего мероприятия) и вперед! Дмитрий провозился со своей "Семеновкой" несколько дольше остальных и вышел на маршрут последним. Тем не менее, вскоре он обогнал и ПСН (а кто бы сомневался?) и Т-3. Продираясь сквозь затопленные кусты и нависающие над самой водой ветки, потихонечку продвигались вперед - как там прошел ПСН до сих для всех загадка.

     Вскоре после участка кустов встали на обед. Когда мы подплывали к стоянке, Макс и Слава плыли нам навстречу за дровами (уже слегка навеселе). ПСН прибыл к обеду только через час. Но мы же никуда не торопились...
     Параллельно нам шла группа клуба "Восход". Вечером после прохождения прямолинейных мелиорированных участков мы снова остановились подождать плотников. Т.к. ждать предстояло долго, достали котлы и сварганили чайковского. Мимо проплывали "восходовцы". Предложили им попить с нами чайку. Они отказались, сказав, что тоже скоро встанут на стоянку. Вся загвоздка в том, что мы не были "тоже". Попив чаю, убрали котлы и поплыли дальше". Через некоторое время на высоком левом берегу увидели "восходовцев", разбивающих лагерь. Нас они не заметили. Где-то через пол-часа приняли решение все же стать лагерем на правом берегу и уже здесь ожидать плот.

  

     Василий устроил цирк: пропорол и затопил Т-3 у самого берега при чалке. Приняв ходовые, стали ожидать плот, попутно споря, придет он к ужину или нет.

      Часов в 11 вечера приняли стратегически верное решение и стали ужинать без команды плота. Праздничный ужин закончился ночными прогулками вдоль реки. А ПСН, к нашему великому сожалению, так и не пришел....


День второй

Наутро Макс со Славой отправились на поиски заблудших душ (команды ПСН) вверх по течению. Часа через полтора они вернулись и рассказали нам, что же все-таки произошло. А было так. Ребята с ПСН, проходя мимо лагеря "Восхода", спросили "где тут наши?". "Восходовцы" ответили, что мы стоим лагерем выше по реке (судя по всему имелось в виду то место, где мы устроили чаепитие). И ПСН-щики поплыли вверх по течению (как такового течения все же не было) искать наш лагерь. Дойдя до моста, они поняли, что что-то здесь не так и, поскольку было уже поздно, там и заночевали. Макс со Славой застали их за приготовлениями к завтраку.
      - Бросайте все нах! Завтракать будете вместе с нами! - жизнерадостно вокликнул Макс. В результате, накормив плотников - так мы называли экипаж ПСНа - отправили их вперед. Но, тем не менее, на обед их пришлось ожидать достаточно долго.

  

      Река здесь очень сильно разлилась, не всегда понятно, где основное русло. По разливам срезали петли реки и объезжали завалы, которых в основном русле было немало (точнее сказать до черта!!). Лучше всего это получалось у "Семеновки" (меньше посадка) и хуже всего у Т-3 (ну так там и народу поболе, и маневренность хуже).

  

     Т-3 пришел на вечернюю стоянку с большим отставанием. ПСН (увы...) опять к ужину не пришел. Ко всему прочему в ПСНе осталась и гитара (и что гораздо важнее - гитарист!!!).


День третий

     Утром пришел ПСН.
      - Ребята! Мы не ужинали, мы не завтракали и ночевали в плоту посередине реки в собственном соку! - жалобно произнес Азиз. После чего плотники вылезли завтракать и сушиться. Увы, на обед их снова пришлось ждать достоточно долго. Были высказаны опасения, что эдак мы не успеем за 4 дня дойти до 45км (где надо сходить во Мге мы тогда не знали). Дима Аверичев высказал мысль, что надо отделить ПСН и пусть он финиширует в Сологубовке, раз так медленно тащится.
- Вот ты им это и скажи... И, хоть было очень неловко (наверняка), пришлось Диме донести свою мысль плотникам. Они естесс-но не обрадовались, но поддержали, сказав, что им и самим неловко так нас тормозить. В результате поделили палатки, котлы, продукты и водку (главное водку!!!). Байдарки весело понеслись вперед. На ночевку мы встали уже перед порогами, догнав идущие параллельно с нами группы. Однако, как оказалось, времени у плота мы отыграли не так уж и много, т.к. завалы кончились и появилось заметное течение.


День четвертый, последний

  

      Ну вот и наступило утро последнего дня путешествия. Вечером мы уже будем дома. Но до этого еще надо было преодолеть самый трудный и самый интересный участок пути. Дима достал из герм спас. жилет и каску. Василий тоже готовился к заплыву :), развлекая народ. Когда Дима все еще натягивал каячную неопреновую юбку, остальные уже вышли на маршрут. Тут и начались веселые приключения (а Дима, так как долго копался, большую часть пропустил).

  

  

      А в Т-3 тем временем между капитаном (Василием) и 1-м номером (Виталием) возник спор (по видимому не сошлись в трактовке отдельных мест из Святого Августина :)), и в первую бочку они вошли почти с нулевой скоростью и к тому же лагом. Поэтому немудрено, что ребята снова кильнулись и прорвали байдарку (бедная Оксана). На берегу можно было наблюдать хмурого Виталия.
     - Назревает мордобой - пошутил Серега, чего я не понял (цитата из дневника Дмитрия Аверичева). Виталий заявил, что с Васей в байдарку больше не сядет. В результате Виталия посадили матросом к Максу, Славе предложили место капитана, а Василий пересел 1-м номером на Т-3.

  

  

     Оставшуюся часть шиверы и порог под мостом Макс проходил со Славой, Серега - в одиночку, Дима с Асей, Т-3 - Макс с Оксаной. Порог под мостом проходили Дима и Макс своими экипажами, остальные байды Макс проводил один. После прохождения порога под мостом, Т-3 выслали вперед. Тем временем нас догнал ПСН. Ребята весело плыли по шивере и порог под мостом прошли с ходу. Ну что ж, мы снова все вместе. А тем временем, танк Т-3, на котором Василий сидел первым номером, снова попал в передрягу.
     Впереди был завал из мусора, который задерживали свисающие ветки деревьев. При подходе к сему препятствию при помощи острого сука одного из бревен, образовывавших завал, в днище байдарки Т-3 была пробита здоровая дыра. Несчастный случай - бревно под водой было не видать..Хотя, может и ошибка первого номера - это его обязанность смотреть вперед и предупреждать о препятствиях и возможных проблемах...В общем, байдарка начала крениться на борт и потихонечку тонуть (прямо как Титаник). Ребята быстренько успели покидать часть вещей на завал, Оксана и Слава перебрались на него. И тут Василий попытался помочь вытащить байду на берег - в результате чего сей девайс быстро ушел под воду (ну точно Титаник). Вася, продолжая плыть (точнее, барахтаясь без особого продвижения к берегу), стал подталкивать нос локи к берегу. Тут подоспели Дима с Максом, подхватили у Васи байдарку и вытащили ее на берег. Оксана тем временем по завалу выбралась на берег.

  

      Однако, все эти действия расшевелили завал, и он поплыл вниз по течению вместе со Славиком. Ну и выражение лица у него было! Народ просто угорал со смеху (хотя чего тут смешного). Через несколько минут прибыл Серега и на своей байде отправился снимать Славу с завала (и в прямом и в фотографическом смысле). В целом подплыть к завалу оказалось не так просто. Он потихоньку расползался, цепляясь за ветки и деревья. И ситуация с каждой минутой становилась все более неприятной. Эврика! Слава что есть сил принялся надувать спасжилет, оказавшийся вместе с ним на завале, после чего немного повеселел.

Через пару минут долгожданное рандеву Славы и Сергея все же состоялось. Но возвращаться вверх по течению с одним веслом было не очень просто. Хорошо, что Дима с Асей, прихватив весло, пошли ребятам навстречу. Пока снова ставили заплаты на Т-3, пришел и ПСН.
     - Даем за одного сухого двоих мокрых - пошутил Дима, и в результате Леша пересел в Т-3, Оксана к Максу, Виталий - в ПСН. В такой комбинации и пришли к 45-му км - байдарки около 8-ми вечера, ПСН - около 9-ти. Сели на электричку в ~22-00.

     Правка текста и эссе - Сергей Сорокин. Огромная благодарность Дмитрию Аверичеву за его версию дневника путешествия, а также Максу и Славе за критические замечания, полезные советы и помощь в публикации.

     Все фотографии этого похода можно посмотреть в фотогалерее

 

 < путешествия < главная * гостевая


2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)


Rambler's Top100