ПитерСелдон.ру

Селдон :)

< путешествия < главная * гостевая

Отчет об очередном путешествии в район
Хибинских тундр

25 - 31 марта 2007 года

Состав группы:

Бусловский Максим
Бусловская Рита (автор текста)
Загидуллина Асия
Трофимов Витя
Минчина Маша
Якубсон Андрей
Погуляйченко Надя

Маршрут:

Ст.Хибины - р. Малая Белая - р.Ферсмана - пер.Ферсмана (2А, 980) (радиально) - пер.Восточный Петрелиуса (1Б, 883) - р.Кунийок - р.Лявойок (радиально) - р.Партомйок - пер.Умбозерский (н/к, 527) - р.Каскаснюньйок - пер.Куропачий (н/к, 430) - р.Тульйок - пер.Ворткеуайв (1А, 800) - г.Кировск

Предисловие

Вот близится зима. И народ начал поговаривать о мартовском походе. 77В этом году мы решили поехать опять в Хибины, но сделать нетрадиционный (по возможности конечно) поход. Раньше мы приезжали, ставили базовый лагерь или делали два базовых лагеря, и катались по окрестным перевалам радиально. 78Сейчас же решили, что базовых лагерей у нас будет 3-4, и 2-3 радиальных прогулки.

Сначала собралась группа из десяти человек. Снег этой зимой выпал только к середине января, поэтому первый выезд в наш незабвенный Зеленогорск получился в начале февраля. После него отсеялся один человек, и нас осталось девять (прямо как в "Десять негритят" или "Десять программистов"), но до FF этот процесс не дошел, слава богу, остановился на семи! 79В последний момент за неделю до отъезда образовалась еще одна девушка. Итак, семеро туристов решили, что поскольку в составе группы четверо теток, двое мужиков и один десятиклассник, то нужно взять с собой бензопилу! Сказано-сделано, купили бензопилу (весила она у нас вместе с бензином и маслом 7,5 кг). Очень хотели сделать-таки в этом году себе печку, но как-то не срослось, и буквально перед контрольным выездом купили в "Снаряжении" стальную печку весом 3,5 кг, которую и успешно "обкатали" на выезде в Комарово.
80Конечно, по температуре выезд был не показателен, был устойчивый "плюс" с дождем, но в плане обогрева и прожорливости печка нас вроде бы устроила.

Итак, несмотря на жару в Питере, мы всемером двинули лыжи в Хибины (уж очень зима была короткая). Едем как обычно через Петрозаводск (поезд вечером 23.03). Ася притащила с собой посылку детской одежды для Суховых (в Петрозаводск), которые опять любезно согласились нас приютить со шмотками на 4 часа. В Петрозаводске опять прогулялись, и, осмотрев окрестности Онежского озера, позавтракали в кафе "Карелочка". В 11 часов загрузились в московский поезд и поехали дальше. В наш вагон в Кондопоге села большая группа молодых людей с лыжами и сноубордами до ст.Апатиты. Вечером часа три орали песни а-капелло, поскольку из-за большого веса рюкзаков гитару решили не брать. А рюкзаки были изрядные - у тетенек по 20 кг с лишним, а у мужиков еще больше.

Собственно дневник похода

- Как?! Опять вниз?!
- Может корвалольчику?

День 1 (25.03.07)
Вышли из поезда на ст.Хибины в 8 утра, т.к. поезд еще не успел нагнать переход на летнее время. Бедная проводница выпрыгнула в сугроб по-колено. Потом нам пришлось перелезть через товарняк (длинный был зараза) и протропить лыжню через сугробы до дороги. Сугробы оказались большие. Встали на лыжи и пошли по буранной дорожке. Немножко зарулили не по той лыжне, и подошли к висячему мостику через Малую Белую. Там Макс сходил на разведку, и пошли мы обратно к местным дачам.

123

По пути видели большой лагерь (два шатра), но они еще спали и нас не видели. Где-то часов в 10 остановились на завтрак, как раз там, где лыжня переходила ручей, впадающий в Малую Белую. Погода теплая, солнышко, градусник показывает +5. Долго ли коротко ли, но, позавтракав гречневой кашкой, мы двинулись дальше.

По пути видели много геодезических труб, некоторые были с намерзшими глыбами голубого льда.

6 7 8

Двигались по следу бурана, похоже кто-то вез на привязи лыжника, т.к. по обочинам встречались характерные формочки в снегу. Дорога, похоже специально собирает все отроги и пупыри, мы задолбались карабкаться вверх. Снег пока не лип. Буран довел нас до пересечения дороги с Малой Белой и беспардонно бросил нас на произвол судьбы.

10 11 12

Дело было к двум часам и солнышко подрастопило снежок, и он начал активно тормозить движение. Мы как раз пошли тропить лыжню через болото, и сложили все маты на подлип. Снег налипал на всю длину лыж, еле ноги переставляли. Наконец вышли на лыжню. Прошли немного и увидели стоянку, видимо народ ушел с нее утром. Тут было все готово - костровая яма, лапник, немножко дров.

1415Решили вставать. Было где-то 15 часов, натоптали площадку под наш шатер. Перекусили, мужики сходили за дровами. Конечно бензопила это весчь! Пять минут и напилены колобашки для печки, только поколоть осталось. Нам это дело очень понравилось. В 19.30 уже поужинали. Примерно в это время до нас дошел мужик, один из руководителей группы детей (из 239 школы), лагерь которых мы видели сразу за деревней Хибины. Поболтали о том о сем. Он нам рассказал, что буранная трасса идет до самого пер.Рамзая. Потом мы наблюдали, как "розовым закатом светятся Хибины".

К вечеру Надя у нас приболела (поднялась температура). В 22 часа отбились, приняв медицинскую норму водки и полечив болящих. Ночью Андрюшке поплохело, пришлось срочно готовить ему пакетик. Видимо утомился ребенок.

День 2 (26.03.07)
Встали вроде бы не поздно в 7 утра, но пока суть да дело, завтрак и т.д. вышли в 9.40. Оставили в лагере Андрюшку и Надю, с кучей лекарств и еды, и впятером пошли на пер.Ферсмана. С утра подлипа нет, но зато лыжня ледяная, собака. Нашли буранную трассу. Сначала пошли по правому берегу ручья Ферсмана, затем перешли на левый, там снег помягче, т.к. солнечная сторона.

Затем лыжня ушла обратно на правый берег, пришлось снимать лыжи и переходить ручей. Погода хорошая, солнышко, слегка дует ветерок.

Часам к 12 начался подлип, но к этому времени мы уже поднялись под пер.Восточный Арсеньева и нам подлип был только на руку. Шли на перевал как на камусе.

192021

22 Взяли слишком крутой траверс, поэтому пришлось слегка поклоунировать, но уже без лыж и по пояс в снегу.

232425

26 27

Взошли на перевал где-то к 14 часам. Поставили лыжи греться на солнышке, а сами пошли на другую сторону, посмотреть "Программу Имандра".

2829Жалко только пер.Крестовый не виден. При подъеме сильно устали, посмотрели на гору Ферсмана, и чего-то расхотелось нам туда лезть (к тому же с пер.Восточный Арсеньева свисал карнизик).
Решили посидеть, перекусить и спускаться вниз. Намазали подсохшие лыжи мазью и начали спускаться примерно в 15.10. Сначала метров 100 пешком, потом встали на лыжи и поехали вниз.

3031 Катуха была все равно медленная, но до буранной трассы мы доехали за час десять (т.е. к 16.20). По пути нас так сморило солнце, что мы остановились на ручье Ферсмана смыть феромоны :) и попить водички из ручья.

32Пришли в лагерь в 16.40. Наши больные были уже на ногах и сделали горячий чай, и даже дровишек покололи для печки.33

Мы с Асей поехали искупаться, т.к. было очень жарко и все болело - спина, ноги и то, что пониже спины :) (вообще-то Ася купается постоянно и в любое время года, морж наверное. А я так - погулять вышла :)). Нашли место на Малой Белой между тремя лагерями (народу в этой долине - не пройти не проехать, не то что одиноким русалкам искупаться) и, невзирая на количество людей, нырнули в речку. Водичка, вах, холодненькая, ноги стынут не дай бог, но после окунания все тело как новое, нигде ничего не болит. Тем временем народ сварил суп. Супчик был с чесночком, специально лечебный.
34Я за вечер выпила столько разных напитков - чай, кофе, снова чай, кофе с молоком, что боялась гидробудильник ночью сорвет. Видимо были сильные потери жидкости в организме. Поужинали опять в 19.30 макарончиками и в 21 час залезли в шатер. Опытным путем было вычислено, что на ночь нам нужно три сумки дров для печки (сумка была от шатра). Полечили больных, кого фервексом, кого корвалолом. Всем до одного выдали медицинскую норму водки, не взирая на пол, возраст и вероисповедание! И залегли спать. Макс скомандовал завтра подъем в 6 утра и обещал длинный ходовой день. Хотим встать лагерем в долине р.Кунийок за базой КСС.
Как говорится - хотеть не вредно!

День 3 (27.03.07)
Погода отличная, легкий минус, солнце встает из-за гор. Подъем действительно произошел в 6 утра. Как всегда позавтракали, собрали лагерь и вышли в 9 часов. Лыжня слегка ледяная, но до нас в сторону пер.Ферсмана рано утром прошла группа из Архангельска. Идем по трассе бурана, когда прошли ручей Ферсмана, народ частично разделся, было жарковато.

353637

Где-то за пять переходов (40 минут идем 15 минут сидим) подошли под пер.Восточный Петрелиуса. По пути видели группу из 9 человек спускающуюся с пер.Западный Петрелиуса и одинокого мужика, который скатился по склону горы. На последних участках нас достал-таки подлип-камус, хотя под самый перевал подошли уже без этого "друга".

38 39

Там перекусили орешками и финиками для храбрости возле разрушенной иглы. На перевале висит карниз и наверх идет натоптанная тропа как раз в то место, где карниз самый маленький. Сняли лыжи и пошли по тропе наверх "оленями".

404142

43Идти было страшновато в самом верху, но хорошо, что снег был мокрый. С близлежащих отвесных скал то и дело вниз срывался подтаявший снежок. Ступени каждый пробивал глубже. Сначала первым шел Витька, но в одном месте возле выступающих камней, он что-то закопался, и его обогнала Ася.

Не знаю, как Ася вылезала на карниз первая, но снизу это смотрелось плохо. 44Потом вылез Витька и окопался наверху, чтобы всех страховать. Очень хотелось, чтобы у нас был ледоруб и веревочка. Карниз в этом месте оказался почти попендикулярный, поэтому вылезать на него было трудно, даже с помощью Витьки.

Короче как последние чайники мы взошли на этот перевал к 15 часам. Т.е. взлет на перевал занял 2 часа. Когда я вылезла наверх, очень хотелось есть, видимо от перенапряжения мышицев. Мы посидели, перекусили остатками перекуса и в 16 часов начали спуск. Спуск пологий, но все дело портили многочисленные следы "бомбардьеров" ("Буранов" и прочих подобных средств передвижения), о которые периодически спотыкаешься.

45Спускались 2 часа и в 18 часов были внизу в видимости зоны леса. 46Надя (которая присоединилась к нашей группе в последний момент), оказалась для нас сплошной авантюрой, т.к. она была в зимнем походе первый раз, и кататься с гор с рюкзаком не умела. Но ей повезло, ее спас со склона "бомбардьер". Мы намазали лыжи и поехали вниз по дороге, которая была ужасно раскатана буранами и прочими средствами передвижения. Это было что-то невероятное, невозможно затормозить, рулить. Народ просто хватался за голову, когда видел очередной спуск с отрога.

47На спусках все извалялись и набили синяков (дорожка была жестковата). Очень хотелось найти дрова засветло, но до базы КСС мы дошли только в 20.30. Уже вечер, а нам еще искать стоянку и дрова! В 21 час встали где-то в лесу, на берегу ручья, впадающего в Кунийок, чуть ниже базы КСС. Мужики ушли искать дрова. Вокруг сплошные лагеря и туча народу. Мы в темноте наломали лапника и поставили лагерь. Отбились после ужина уже в 1 ночи, все усталые и убитые, никто не помнил, как заснул.
Вот денек-то выдался! Макс еще сказал, что всех предупреждал, что день будет длинный. Но не такой же?!

День 4 (28.03.07)

В свете вчерашних событий решено было сегодня дневать. Спали долго, до 9 утра. Позавтракали, потом все вместе сходили за дровами. Макс с Витькой валили сушины, а народ их таскал в лагерь. Макс, судя по всему, увлекся, потому что дров натаскали столько, что не смогли все израсходовать.

В 15 часов вышли прогуляться и покатили в сторону р.Лявойок, сколько успеем пройти, т.к. хотелось вернуться в лагерь не позже 19 часов.

48 49

В результате доехали до нашего любимого водопада, только он был скрыт под снегом, лишь ванна частично была видна.

505152

Прямо на дороге перекусили и поехали обратно. Заодно потренировались на спуске. Задачу свою выполнили, но вернулись к 20 часам. Поужинали, отбились в 22 часа, умудрившись попеть у костра хором разные песенки! Завтра решили идти Умбозерский перевал. Сегодня плохо никому не было, но все равно всем налили медицинскую норму водки (да простят нам родители детей!)

День 5 (29.03.07)
54Проснулись в 7 утра. Подняться и вылезти из спальника было очень тяжело, все болело. Наконец позавтракали, собрали лагерь и вышли в 9.30. Сегодня у нас по плану аж два перевала - Умбозерский и Куропачий. Второй конечно трудно назвать перевалом, но это только на первый взгляд :). День обещает опять быть длинным. Неторопливо двигаясь к 10.20 подошли к повороту на пер.Умбозерский. Навстречу нам попались два мужика (видимо спустившиеся с Умбозерского), т.к. лыжня была достаточно накатанная. Подъем на перевал пологий и длинный. 55

За два перехода по 40 минут подошли под перевал. Там встретили питерскую группу, участник которой сломал свои лыжи аж в трех местах и шел на каком-то непонятном сооружении. Макс радостно отдал им наши "манюни", т.к. ему надоело их таскать и людям добро хотелось сделать :). Еще за один переход взошли на перевал, там нас угостила мандаринками семейная пара на беговых лыжах, которая проживала на базе и каталась вокруг. На перевале не стали задерживаться, т.к. был ветерок, и решили немного спуститься и чуть-чуть перекусить. 56

Где-то в 13.30 сели перекусить. И тут к нам подъехали трое "бомбардьеров". Мужики сразу осведомились - не налить ли нам :). Были они из Питера, и всем было лет по 40. Крутые тачки с оленьими шкурами. Нас конечно пожурили, что мы не заявляемся, ведь тут сходят лавины! Конечно ездят тут "бомбардьеры" как попало и подрезают склоны! :) Минут через 40 двинулись вниз, намазав лыжи. Катухи нет, лыжи едут плохо. Спустились до развилки ручьев, налево уходил ручей на Южный Партомчорр.

Здесь поднялись на правый склон и пошли траверсом. Потом этот отрог перевалили и очутились в долине ручья, стекающего с перевалов Рисчорра. Потом опять полезли вверх, траверсом холма между Сев. и Юж.Каскаснюньйоком.

575859

Спуск в долину ручья Каскаснюньйок оказался интересным, карликовые березки, елки и мокрый рыхлый снег приготовили массу сюрпризов. Здесь я свалилась один раз, зато носом вперед, накрыло сверху рюкзаком, еле выбралась из сугроба. В долине Каскаснюньйока разожгли костер, приготовили горячий чай и перекусили уже по-настоящему. Это было в 16 часов.

626061

63Поели, попили и пошли на перевал Куропачий, который никогда четко не разберешь на отроге. Вышли на него примерно через час и стали спускаться немножко вправо, но не доходя до скал.

Это было шоу - карликовые березки дружно сменили елки. Макс ловко между ними маневрировал, но мы при этом дружно закапывались в ямах под этими елками. Я упала раз 100 наверное, наделала кучу "формочек", в основном носом вниз. Назвала это "фристайлом с рюкзаком", т.к. приходилось переворачиваться на спину, отстегивать рюкзак, выползать на него, потом выкапывать из-под снега лыжи и палки и вставать. Если бы не рюкзак, пришлось бы тяжко. Снег был мокрый и рыхлый, и мы были все мокрые. Короче сначала на мне ехал рюкзак, потом я лежала на рюкзаке и ноги с лыжами кверху :). Таким вот хитрым способом мы спускались часа 3, причем Макс, Ася, Маша и Андрюша еще ждали отставших минут 40. Где-то в 20.30 нашли-таки место с тремя сушинами и разбили лагерь.

64 65

Опять все делали по темноте. Одна радость - это бензопила! А то бы еще часа 3 пилили дрова! Отбились в час ночи.

День 6 (30.03.07)
Решили типа дневать. Встали не рано, в 10 часов. Позавтракали и в 12.30 вышли разведать путь на наш последний перевал. Макс говорил, что на другой стороне Тульйока 100% есть нужная нам лыжня!

666768

Перешли Тульйок, действительно обнаружили там лыжню, только она шла в другую сторону (к перевалу Щель). Приняли решение идти траверсом всех отрогов вверху зоны леса, чтобы лучше и ровнее ехалось. Мы же гуляем! 69Хотя Макс и тут нашел стремный способ спуска в один из ручьев. Пока мы гуляли, небо с северо-западной стороны затянуло тучами и пошел снег.

70Интересно было наблюдать, как на этой стороне реки еще светило солнце и было чистое небо, а на другой стороне реки вовсю шел снегопад. К 15 часам подошли к развилке ручьев и к повороту на наш перевал, естественно нашли тут лыжню, которая идет прямо по руслу реки. Встретили еще 2 группы, которые ходили на Безымянный перевал, а завтра собрались тоже на Ворткеуайв. Только стоят они ближе к нему примерно на час хода, чем мы.

71Перекусив под сенью елей, где-то в 16.40 тронулись в обратный путь. Свежевыпавший снег создал подлип, лыжи не ехали абсолютно. Поплутав по лесу, нашли-таки лыжню к нашему лагерю, а по GPS нашли сам лагерь. Вот как! Вернулись мы к 18 часам. Сготовили ужин.

Потом прямо под нами ближе к ручью встали ребята из Архангельска, которые уже долгое время шарахались по лесу, и идти уже никуда не хотели. Макс упорно предлагал им напилить дров (пила-то бензо!), но оказалось, что ребята устраивают холодную ночевку. Залезли в шатер, и поскольку снаружи шел снег, пили чай внутри. Поправили погоду оставшейся водкой, и стали петь песни. Проколбасились до 23 часов, и потом отбились.

"Что день грядущий нам готовит?"

День 7 (31.03.07)
72А день приготовил мороз и солнце. Встали в 7 утра. Позавтракали, собрали лагерь, покормили птичек ломом сухариков. Вышли в 9.20. Протропили лыжню от лагеря до основной лыжни и пошли. Однако мороз, даже как-то прохладно. В 10.40 подошли к лагерю с иглой, народ оттуда уже естественно ушел. 73Потом лыжня пошла по руслу реки Тульйок.

Когда дошли до развилки на перевал Ворткеуайв, начал дуть ветер и заметал снег. Мело и дуло так, что даже не хотелось садиться отдыхать, поэтому шли без перекуров. В 12.20 поднялись до небольшого кулуара под самым взлетом на перевал, где не шибко дуло. Там посидели и чуть-чуть перекусили орешками и курагой.

Решили, что по ручью мы не пойдем и пошли траверсом левого склона. Ветер сдувает с ног, склон выдут, очень много фирна и на лыжах идти тяжело. 74Приходится останавливаться и пережидать ветер, упершись всем, чем только можно упереться. Поднялись на отрог и сняли лыжи, дальше идем пешком. Ветер прямо в лицо несет снежную крошку. Видели сошедшую лавину по правому склону, хорошо, что туда не пошли. В перерывах между порывами ветра очень быстро двигаемся, стараясь быстрее пройти (Ася в одном месте не удержалась и поехала, слава богу, не далеко и устояла на ногах). В 14.20 вышли на седловину перевала. Ветер сдувает с ног, метет снег и ничего не видно. Ася предложила позвонить в МЧС :). Идем дальше. В просвете пурги увидели яму с нависающим над ней карнизом и тропу, которая обходит ее по левому склону очень близко к скалам. Хорошо, что ветер в лицо на спуске, а не наоборот. 75Спустились до пологой части пешком к 15.20. Открылась нам какая-то марсианская картина белого цвета.

Встали на лыжи и поехали вниз. Ехали недолго, кое-где сугробы, кое-где фирн. У рудника, прямо на дороге лыжи сняли и пошли по дороге на автобусную остановку. Мужики на маршрутках заломили ценник до Кировска, но нам повезло - сели на коммерческий автобус до Апатит, там стали доедать свой перекус и допивать чай. Этот автобус до вокзала не идет, пришлось пересесть на 13-й (или 8). Прибыли на вокзал в 16 с хвостом. Выяснили, что камера хранения работает только до 16 часов, вещи оставить негде, буфет не работает вообще. Пришлось дежурить возле вещей. Тетеньки пошли в баню (Белореченская улица, от вокзала на 8 автобусе до магазина Арктика (2ост), там пересесть на 11 автобус, до остановки ПТУ, стоимость 76бани 150 руб). В бане четверг, суббота - женский день, пятница, воскресенье - мужской, есть еще сауна на 8 человек за 800 руб. Обратно на 11 автобусе доехали до магазина Дружба, закупили еды в поезд (в основном ударили по фруктам, сокам и молочным продуктам), и на такси за 60 руб доехали до вокзала. Потом мужики дошли через ж/д до ближайших магазинов и еще купили еды.
В 22.50 сели в свой поезд (Московский скорый, приходит на Ладожский вокзал, а потом идет в Москву), причем весь наш вагон были питерские туристы. Сразу попили чаю, съели мясо (мы же без ужина) и отрубились спать.
Завтра вечером будем в Питере!

< путешествия < главная * гостевая

2006 Copyright © ПитерСелдонРУ. All rights reserved.

При любом использовании любых материалов,
 размещенных на нашем сайте,
не забудьте дать ссылку на ПитерСелдонРУ, плз :)